Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
ТОПЛИВО НА ВЕС ЗОЛОТА
Жительница Куендата Первомайского района Нина Бабичева с нетерпением ждёт лета: с приходом тепла наконец-то отпадёт нужда ежедневно топить печку. Весь май, проснувшись поутру, зябко поёжившись от холода и надев на ноги шерстяные носки, женщина первым делом спешила к поленнице. Несмотря на то, что старается экономить, сжигая не более двух-трёх охапок, поленница тает буквально на глазах.
— Это же не дрова — щепки, но деваться некуда, топим тем, что дешевле, — демонстрирует мне пиленый горбыль Нина Владимировна, который ей примерно месяц назад привезли из Асина по 4 тысячи рублей за газик. — Горбыль сгорает моментально, поэтому от последнего привоза уже почти ничего не осталось, нужно заказывать ещё. За зиму «сожгла» 22 тысячи рублей. Избу одним только горбылем не протопить, поэтому покупала три машины чурок по 6 тысяч рублей каждая. При моей пенсии в 14 тысяч рублей это очень дорого, — сетует женщина, говоря о том, что дрова у них стали на вес золота три-четыре года назад. Прежде куендатцы с дровами не бедствовали.
ДАЖЕ ОПИЛКИ ЖАЛЕЮТ
Много лет население Куендата обеспечивало дровами ООО «Чулымлес», входящее в состав крупнейшего лесоперерабатывающего предприятия области Томлесдрев по вполне сносной цене.
— Всего 300 рублей кубометр стоил. За 8 — 10 тысяч ты был обеспечен на всю долгую зиму, — вспоминает не такие давние, но добрые времена другой житель Куендата, Алексей Ильин. — Сейчас же 700 рублей за кубометр дров нужно отдать, да и те приобрести могут только работники Чулымлеса, но из-за дороговизны сами вынуждены перейти на китайские обрезки, которые заказывают в Асине по опубликованным в газете объявлениям. — А ведь такого же добра полным-полно на прилегающем к нашему Куендату полигоне, куда ежедневно свозят машинами всевозможные отходы лесопиления для дальнейшей утилизации. Вот только воспользоваться ими местному населению нельзя ни бесплатно, ни за деньги.
— Что дрова! Даже опилки теперь нам не дают, — вторят Алексею и другие жители Куендата, рассказывая, что раньше предприятие щедро делилось с ними древесной стружкой. — Бывало, по нашей просьбе выгрузят несколько машин опилок за деревней, а мы за лето себе в стайки на подстилку скоту потихоньку перетаскаем. Сейчас же и на опилки наложено начальством табу, дескать, экологи их за это штрафуют.
«Получается, лучше сгноить, чем людям отдать!» — обижается народ, который живёт в окружении леса, а вынужден покупать не дрова, а горбыль, да и тот в соседнем районе. Об этом же мне говорили и жители других первомайских деревень, к примеру, соседнего с Куендатом посёлка Новый, где я познакомилась с двумя работниками АО «Рускитинвест». «При прежнем руководителе Пэне Гоцине, — сказали они, — нам отдавали отходы даром, только увези. А при новом руководстве они стали платными, и нам выгоднее купить качественные дрова по газетным объявлениям в Асине. А отходы, наверное, либо в дробилку пускаются на щепу, либо сжигаются».
У ЛЕСА ДА НЕ СОГРЕТЬСЯ!
В нескольких сотнях метров от Куендата по правую сторону дороги далеко простирается склад древесины Рускитинвеста, которому эту территорию во временное пользование предоставил Томлесдрев. Кругляка здесь столько, что глазами не объять и аршином не измерить. По левую сторону расположен упомянутый куендатцами полигон отходов лесопиления Чулымлеса. Мне стало интересно взглянуть, что же подлежит утилизации. Через центральный вход нашу редакционную машину не пустил сторож, но мне удалось зайти с другой стороны и сделать несколько снимков. Многие гектары полей, где когда-то дружно колосились рожь и пшеница, сейчас заросли горами разного дровяного хлама: подгнившими брёвнами, берёзовыми вершками, всевозможными кусковыми продольными и поперечными обрезками, торцовыми срезами, щепой и т.д. Многое сгодилось бы для печи, но не тут-то было. Неужели на самом деле выгоднее, а главное, разумнее утрамбовать всё это в землю, чем отдать населению?
— Было время, когда мы предлагали жителям деревень брать отходы лесопиления, даже давали по этому поводу объявления в газету, но желающих не было, — возражает жителям Куендата директор ООО «Чулымлес» Александр Иванович Кордубайло. — Люди хотят дрова хорошего качества по приемлемой цене и с доставкой на дом, но такую услугу мы больше не предоставляем. Дело в том, что заводы, которые мы снабжаем сырьём, с каждым годом наращивают свои мощности, поэтому, чтобы их обеспечить необходимыми объёмами, самим приходится скупать лес где придётся, даже у тех же китайцев. На сегодня наш нижний склад стоит пустой, работаем буквально с колёс, в переработку идёт почти всё.
Что касается предоставления отходов населению, то директор ООО «Чулымлес» обещал, посоветовавшись с вышестоящим руководством, над этим вопросом подумать, при этом пояснил, что пока с такой просьбой к нему лично никто не обращался.
В ЛЕСУ ЖИВУ — БЕЗ ДРОВ СИЖУ
И всё-таки странно, что людям, живущим в такой богатой природными ресурсами стране, в населённых пунктах, окружённых бескрайними лесами, приходится испытывать трудности с топливом. Хорошие дрова, которые они когда-то могли заготовить сами либо купить за приемлемую цену, стали дорогими, отходы лесопиления недоступны. Пенсионеры, получающие от государства 9 — 10 тысяч рублей в месяц, не могут позволить себе запасти достаточное количество дров на зиму, чтобы как следует протапливать дом, и поэтому вынуждены экономить. А всё потому, что природные богатства давно народу не принадлежат, и это касается не только леса, но и неисчерпаемых недр. Это только в Конституции написано, что все природные ресурсы являются общенародным достоянием, а на деле — всё иначе...
Екатерина КОРЗИК.
Оставить сообщение: