Валюта Дата знач. изм.
USD 10.04 86.09 0.63
EUR 10.04 95.09 1.31

То взлёт, то посадка

20:00 28.09.2017
То взлёт, то посадка

Почти всю Сибирь в этом году накрыл шелкопряд. Сильно пострадали кедровники Томской области: вредители зарегистрированы на площади около 500 тысяч гектаров. С самолёта хорошо виден масштаб бедствия: тысячи деревьев стоят голые. Личинки съели на них практически всю хвою, без которой деревья — что человек с ободранной кожей. Чтобы не допустить экологическую катастрофу, борьба с коварными насекомыми идёт с воздуха.

 

СО СМЕРТОНОСНЫМ ГРУЗОМ НА БОРТУ

Кто бы мог подумать, что через много лет батуринский аэродром, в советские годы решавший транспортную проблему глубинки, вновь будет использоваться по своему прямому назначению. С 22 августа здесь взлетают и садятся самолёты «АН-2» со смертоносным для шелкопряда препаратом на борту. В августе-сентябре на мероприятиях по обработке очагов массового распространения сибирского шелкопряда на территории Томской области было задействовано 5 самолётов Ачинской авиакомпании «Феникс», 3 базируются в Батурине. Застать одновременно все лётные экипажи на земле не получилось: пока один «кукурузник» осматривал авиатехник, а его баки заправлялись топливом и препаратом для распыления, второй и третий самолёты уже были в воздухе.

Отраву для шелкопряда готовят прямо на аэродроме. «Колдовал» над огромными цистернами химик из Каргаска Сергей Хоменко, работник ООО «Региональная транспортная компания», прошедший накануне специальную подготовку. По его словам, применяемый для обработки поражённых участков леса химический препарат «Клонрин, КЭ» нетоксичен для человека, но смертоносен для шелкопряда.

— После распыления препарат надёжно прилипает к хвое. Гусеницы начинают её есть и впоследствии погибают, — рассказывает Сергей. — С обработкой нужно торопиться: совсем скоро гусеницы уйдут на зимовку, и тогда химикат будет уже бесполезен.

Пока идёт заправка самолёта, у лётчиков тоже появляется возможность подкрепиться: обед им привозят прямо на лётное поле. Аппетит у командира экипажа Александра Кузяева и второго пилота Виталия Плешакова, как и у их товарищей, отменный. Нагрузка большая: в зависимости от погоды на каждый экипаж приходится 4 — 8 вылетов в день.

— Обрабатывать томские леса мы начинали ещё весной, — рассказывает Александр. — Базировались наши самолёты в Зырянке и Степановке. В мае-июне силами нашей авиакомпании в общей сложности было обработано порядка 400 тысяч гектаров леса. В августе мы продолжили работы, объём которых меньше весенних — 170 тысяч гектаров. Сейчас распыление осуществляем над территориями Первомайского и Асиновского районов. На сегодняшний день обработано порядка 76 тысяч гектаров.

Как рассказал второй пилот, они на своих миниатюрных «АН-2» выполняют разные задачи: участвуют в тушении лесных пожаров и лесопатруле, в оказании срочной медицинской помощи, выброске парашютистов, в спасательных операциях, аэросъёмке, перевозке грузов в труднодоступные места и во всех видах химработ. Условия в Батурине оставляют желать лучшего. Аэродром давно не использовался, специалисты Томской базы охраны лесов ещё весной стали приводить его в порядок: вырубали разросшиеся кусты, выкашивали траву, оборудовали территорию пожарными щитами и ящиками с песком. Однако непрекращающиеся дожди порой превращают взлётную полосу в кашу, и только благодаря высокому профессионализму лётчиков даже в дождливую погоду им удаётся поднимать самолёты в небо.

 

МАСШТАБЫ ПОРАЖЕНИЯ ХОРОШО ВИДНЫ С ВОЗДУХА

Самолёт к взлёту готов. Минута — и он уже в воздухе. Немаленькое село Батурино с высоты птичьего полёта напоминает игрушечный городок, а вскоре и вовсе исчезает из вида. Александр Кузяев надёжно держит штурвал и ведёт самолёт на обрабатываемый сегодня участок №43 — район Улу-Юльского лесничества. Глазам открываются петляющая река Чулым, взлетающие стаи уток, напуганных рёвом двигателя, смешанный лес в ярких красках осени. Проходит ещё несколько минут — и картина резко меняется. Самолёт летит практически над пустошью, только хорошо приглядевшись к сплошной серо-коричневой безликой массе, можно разглядеть стволы мёртвых деревьев. До основания обглоданных стволов не сотни — тысячи! Ощущение такое, что здесь прокатилась огненная волна, уничтожившая практически всё на своём пути. Не зря нашествие сибирского шелкопряда называют «зелёным пожаром».

Ориентируясь по специальной навигационной системе, самолет идёт на свой первый заход над поражённым участком. Летит так низко, что, кажется, протяни руку — и коснёшься верхушек обглоданных деревьев. Пока командир экипажа управляет машиной, второй пилот начинает распыление химиката. Десять километров позади. Крутой разворот, при котором голубое крыло почти упирается в небо, и новый заход на оккупированную шелкопрядом территорию. И так — более 20 раз...

 

ГУСЕНИЦЫ АТАКУЮТ

Первые сильные повреждения хвойных лесов шелкопрядом были обнаружены на территории Томской области ещё в 2016 году. Всего за год площадь поражения увеличилась в 115 раз и составила к 2017 году 474 тысячи га. Первая обработка лесов от шелкопряда стартовала ещё в мае. В это время на территориях Бакчарского, Верхнекетского, Первомайского, Томского, Парабельского, Колпашевского, Чаинского, Молчановского и Кожевниковского районов была объявлена ЧС. Летом специалисты выявили ещё 170 тысяч гектаров заражённых участков, из них 72 тысячи на территории Асиновского и Первомайского районов. Шелкопряд поразил порядка 20 тысяч гектаров леса в Батуринском, Митрофановском, Мало-Юксинском и Асиновском лесничествах. Сейчас здесь, а ещё над Первомайским и Улу-Юльским лесничествами из-за наступившего похолодания заканчиваются мероприятия по подавлению численности сибирского шелкопряда. Несмотря на проведённые работы, часть деревьев уже не спасти. Есть шанс, что незначительно поражённые деревья выживут. Чтобы уберечь пока не тронутые шелкопрядом леса, с приходом весны самолётам вновь придётся вылетать на «бомбардировку» многомиллионного прожорливого войска.

Екатерина КОРЗИК.

 

 

112393

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы