Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
ЗАКОН КОЛЛЕКТОРАМ НЕ ПИСАН?
В одном из январских номеров мы опубликовали изменения в законодательстве РФ, вступающие в силу в этом году. Среди них — закон, вводящий строгие правила для коллекторских агентств. Напомним, что теперь таким бизнесом могут заниматься лишь фирмы, внесённые в специальный реестр (на 19 января 2017 года их зарегистрировано в России 33, в 2016 году числилось 557). Теперь не допускается взаимодействие с должником в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные с 20 до 9 часов по местному времени. Взыскателям запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю, а общаться по телефону — более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Также устанавливается обязанность коллектора в начале разговора называть свои фамилию и должность, в том числе и в SMS-сообщениях должнику. В законе зафиксированы жёсткие сроки ответов коллекторских агентств на жалобы должников. За неисполнение законодательства предусмотрена достаточно строгая ответственность — дисквалификация для должностных лиц и до 200 тысяч рублей штраф для юридических лиц.
Прочитав об этом в нашей газете, люди буквально оборвали телефон редакции, жалуясь на то, что коллекторы и не думают соблюдать новый закон.
ПОСЛЕДСТВИЯ ЧУЖОГО ДОЛГА
Уже больше месяца коллекторы издеваются над пожилой парой из села Первомайского. «Здравствуйте, Марина (далее отчество и фамилия — прим. ред.). Вы должны компании «Динго»
9 тысяч 300 рублей. Погасите задолженность, в ином случае она будет взыскана с вас через суд…», — впервые это услышал в своей телефонной трубке восьмидесятичетырёхлетний Сергей Иванович Ерёмкин ещё в начале декабря. Он попытался объяснить звонившему, что такая женщина в данной квартире не проживает, он вообще с ней не знаком, но только после пятого или шестого звонка понял, что говорил в никуда: голос, требовавший вернуть долг, был записан на автоответчик.
— Пытка телефонными звонками продолжается каждые полчаса, а то и с перерывом в пятнадцать минут, — жаловалась на действия коллекторов дочь Ерёмкиных Татьяна Вольская. Переживая за родителей, вымотанных бесконечными звонками, она стала искать мучителей. С помощью интернета нашла телефон микрофинансовой компании, но не «Динго», а «Деньга», и с большим трудом до неё дозвонилась. На том конце провода подтвердили, что на самом деле долг Марины продан коллекторской службе. Село Первомайское небольшое, поэтому Татьяне Сергеевне не составило труда найти и ту самую должницу. Односельчанка объяснила, что два месяца назад брала в Томске небольшой займ, но деньги своевременно вернула. Почему коллекторы звонят не ей, а Ерёмкиным, пояснить не смогла, утверждая, что при оформлении кредита указала свой номер и дочери. Тем не менее пообещала наведаться в банк, чтобы прояснить ситуацию.
А тем временем телефонные атаки на пенсионеров продолжаются. Текст с требованием вернуть должок остаётся без изменения, ну разве только сумма взыскания теперь выросла до 13 тысяч рублей. Ерёмкины устали ждать, когда весь этот террор прекратится, и решили сменить телефонный номер, но, когда связались с Ростелекомом, передумали. Оператор ответила, что и на новый номер могут названивать коллекторы, если раньше он принадлежал другому должнику. В подтверждение тому, что такое возможно, — наша следующая история.
БЕРУТ ИЗМОРОМ
Берут коллекторы измором и жительницу нашего города Ларису Никитину. Женщина рассказала, что её стали мучить после того, как она переехала в новую квартиру и установила там стационарный телефон.
— Звонок раздался, как только мне подключили аппарат, — рассказывала Лариса. — Незнакомец поинтересовался, кем я прихожусь Сергею (далее фамилия и отчество — прим. ред.) Слегка растерявшись, я спросила, с кем разговариваю. Оказалось, звонили мне из организации «Первое коллекторское бюро». Я объяснила, что такому гражданину этот номер телефона уже не принадлежит, но меня явно не услышали. В последующие недели сотрудники этой компании набирали мой номер ещё раз семь: то в восемь утра в выходные, то в будни после десяти вечера. Судя по голосам, звонили разные люди. Они упорно не представлялись и словно пытались застать меня врасплох. Поднимаешь трубку, а там: «Здравствуйте, Сергей где?» Так и подмывало ответить в рифму, но я просто бросала трубку. Иногда, справившись с эмоциями, опять объясняла, что такого человека не знаю. Мне на том конце провода обещали «проверить данные по своим каналам», но на следующий день всё повторялось.
Только однажды такую настойчивость коллектор объяснил Ларисе ошибкой банка. Мол, какие номера передали, по тем и звоним. Дистанционно проверить, кто на другом конце провода, коллекторы не могут. Не исключено, что должник выдаёт себя за другого человека. Кроме того, встречаются мошенники, которые при получении кредита сознательно пишут в анкете чужие номера. «Для решения таких вопросов необходимо обратиться в наш отдел урегулирования претензий по электронной почте или заполнить форму на сайте. В течение пяти рабочих дней обращение будет рассмотрено», — посоветовал он. Лариса претензию отправила. Прошло две недели. Ни ответа, ни привета, а телефонная дребедень продолжается каждый день.
Ещё одна наша землячка, Татьяна Муцина, жалуется, что коллекторы звонят ей по десять раз на дню. Донимают не только по стационарному телефону, но и по мобильным. Женщина на самом деле имеет долг перед банком. Рассказывает, что смогла погасить только часть кредита, а потом лишилась работы. Набежали проценты, и теперь её долг составляет 20 тысяч рублей. «Но ведь это совершенно не оправдывает коллекторов!» — возмущается она.
Телефонные атаки коллекторов — довольно распространённое явление. С ними столкнулась даже наша редакция. Примерно в течение двух месяцев стабильно через день нам в бухгалтерию звонили разные люди и спрашивали женщину, которая к редакции не имеет никакого отношения. Наши объяснения на коллекторов не действовали. Не брать трубку в бухгалтерии нельзя: в любой момент могли позвонить клиенты. Пока звонки прекратились, но не факт, что навсегда.
КТО «ПОСТАВИТ БЛОК» НА ВХОДЯЩИЕ?
Все обратившиеся в редакцию люди поднимали вопрос об ответственности коллекторов и интересовались, куда пожаловаться, ведь закон, регламентирующий работу агентств, теперь есть. В полицию? Можно, конечно, и туда. Ваше заявление обязаны принять и зарегистрировать, а после проведения проверки вынести решение. Но лучше всего написать заявление в Федеральную службу судебных приставов. Как мне удалось выяснить, с нового года там создано отдельное подразделение по контролю за работой коллекторов. «Мы уже принимаем жалобы на всех, кто перестарался при взыскании долгов, и неважно, донимает человека зарегистрированный коллектор или незарегистрированный: судебные приставы вправе будут составлять административные протоколы на тех, кто выходит за рамки закона», — пояснила помощник руководителя управления ФССП по Томской области Татьяна Томрачева. Так как от назойливости «собирателей долгов» не застрахованы даже те, кто никогда не брал кредиты, считаю, всем будет полезно знать адрес, по которому нужно направлять заявление: 634006, г. Томск, ул. Пушкина, 56, Федеральная служба судебных приставов по Томской области. Не забудьте указать в заявлении все свои данные. Но на краткосрочное разбирательство всё-таки уповать не стоит. Коллекторов, нарушивших закон, ещё найти надо, ведь чаще всего они даже не представляются, при этом бесконечно меняют свои номера. Вполне возможно, что «вышибалы» вообще находятся где-нибудь в Москве, а значит, и разбираться с ними придётся московским приставам.
P.S. 24 января Федеральная служба судебных приставов впервые опубликовала на своём сайте результаты работы с коллекторами в рамках нового законодательства. «С нового года от граждан поступило 79 обращений о нарушениях со стороны юридических лиц, осуществляющих взыскание просроченной задолженности. Основная масса обращений касается взаимодействия кредитора с должником в ходе телефонного общения. Вместе с тем, изучение ряда обращений показало, что коллекторы действуют в рамках Федерального закона», — сообщается на сайте ФССП России.
Екатерина КОРЗИК.
Оставить сообщение: