Валюта Дата знач. изм.
USD 04.04 84.38 0.17
EUR 04.04 93.16 1.96

Учитель из народа

15:09 03.06.2022
Учитель из народа

Попала под каток революции

К сожалению, в муниципальном архиве о Татьяне Алексеевне Сильченко сохранилось не так много сведений: пара документов о её награждениях, три газетные статьи и воспоминание друга семьи В.М.Шестакова. В поисках недостающей информации я обратилась к ветерану образования и архивной службы Тамаре Михайловне Хроминой, автору одной из заметок об известной учительнице. На успех особо не надеялась (столько лет прошло!), и напрасно: она подсказала мне, как разыскать дочь героини – 84-летнюю Надежду Ивановну Седову (Вебер), проживающую в городе Кемерово. Надежда Ивановна помогла мне восстановить некоторые страницы биографии своих родителей.

Родилась Татьяна Сильченко в 1902 году в селе Прудище под Смоленском в семье крестьянина. В то время в стране существовали сословные ограничения на обучение детей, в соответствии с которыми дочь крестьянина Таня имела право ходить только в церковно-приходскую школу. После издания царского указа о том, что в гимназию, где прежде учились исключительно дети дворян и чиновников, можно принимать и крестьянских детей, отец Алексей Михайлович отвёз девочку в Смоленскую гимназию. Татьяна блестяще сдала вступительные экзамены, отлично училась и с успехом окончила гимназию, а потом и Бестужевские курсы (учебные заведения системы высшего образования для женщин в Российской империи – прим. авт.), посвятив себя после этого преподаванию русского языка и литературы в школе.

Таня была старшим ребёнком из пяти детей. Родители имели большое хозяйство: двух коров, свиней, кур, овец – в общем, считались зажиточными, а значит, их не обошла стороной кампания террора и экспроприации. Семью Сильченко раскулачили: Алексея Михайловича сослали в республику Коми на лесоповал на целых 10 лет. На этом беды не закончились. В постреволюционное лихолетье погибли братья Тани Василий и Иван, а сестру Аню сослали в Васюган, где она, как и старшая сестра, преподавала в школе. Младшая умерла в подростковом возрасте. Испугавшись за судьбу единственной остававшейся с ней дочери, Евдокия Михеевна не без помощи своего брата, работавшего главным кондуктором на железной дороге (а это был не последний человек в городе!), тайком переехала с Таней в город Каргат, входивший тогда в состав Омской области (ныне – Новосибирской). Там Татьяна Алексеевна Сильченко обрела своё позднее по тем временам женское счастье, повстречав Ивана Адамовича Вебера, тоже педагога, преподавателя математики.

 

Учительская семья

О биографии Ивана Адамовича Вебера известны лишь отдельные факты. Родился в 1899 году в Красноярском крае. Окончил высшие военные московские курсы, прошёл германскую войну, партизанил в годы гражданской. В тридцатых годах, спасаясь от политических репрессий, уехал в Омскую область, где и познакомился с Татьяной Сильченко. До встречи с ней у Ивана Адамовича уже был брак и двое детей – дочь Зинаида и сын Николай. В 1938 году семья Вебер-Сильченко перебралась в Асино. В то время у них подрастали сын Сергей (1936 года рождения) и дочь Надежда (1937 года рождения). В Асино переехал и сын Ивана Адамовича от первого брака.

– Мой папа обладал выдающимися лидерскими качествами, был прекрасным организатором, поэтому его всегда ставили на руководящие должности, – вспоминает дочь. – В Асине он был директором школы рабочей молодёжи, а в шестидесятые, когда строился мост через Чулым и был создан временный посёлок мостостроителей, возглавлял школу Мостопоезда. Мама проработала до самой пенсии в школе №4.

В «Причулымской правде» от 15 января 1972 года напечатано воспоминание выпускницы четвёртой школы 1943 года З.Поповой, тоже педагога, посвящённое 70-летнему юбилею Татьяны Алексеевны Сильченко: «1 сентября 1938 года к нам пришла новая учительница. Молодая, стройная, она быстро вошла в класс, поздоровалась с учениками. Целый урок мы упорно трудились над существительными. Татьяна Алексеевна нам понравилась... Быстро пробежало время учёбы в 5, 6, 7, 8 классах. И вот 1941 год. Война. Трудно было. Убирать урожай посылали все старшие классы. Наш класс поехал с Татьяной Алексеевной. Работали круглосуточно, убирали и молотили хлеб. И рядом с нами была наша учительница... Занятия в том году начались в октябре. В маленькие комнаты-классы приходило каждый день всё меньше и меньше учащихся: наши сверстники уходили на фронт. И каждого из них Татьяна Алексеевна провожала тёплыми материнскими словами...»

В первые годы Великой Отечественной войны Иван Адамович Вебер успел окончить Томский педагогический техникум. Его не спешили призывать на фронт: мешала немецкая фамилия. На войну он отправился только в 1944-м. Был неоднократно ранен, самое тяжёлое ранение получил под Кёнигсбергом, в результате чего стал инвалидом второй группы: левая рука не разгибалась, не действовали пальцы, а в ногах так и остались двадцать мелких осколков.

Надежда Ивановна бережно хранит семейную реликвию – письмо отца, которое он написал 9 мая 1945 года. В те дни он находился в госпитале в Иванове. «Дорогие мои Танюша, Серёжа, Надя и Володя (младший сын, родившийся в 1944 году, – прим. авт.)! Нет слов и красок, чтобы описать радость и общие чувства, которые возникли у всех нас, раненых бойцов Красной армии, сегодня – 9 мая в 2 часа 10 минут с объявлением капитуляции Германии... Безмятежно спавший госпиталь ожил, а первые слова «о подписании акта о безоговорочной капитуляции Германии» были покрыты громовым и многократным «Ура!», потрясшим громадное четырёхэтажное здание... Я представляю, с каким чувством встретил наш весь народ и вы, мои дорогие, эту радостную весть. Прошу вас сохранить это письмо, оно мне будет дорого. Когда вернусь домой, до конца дней своих буду читать его с одинаковым чувством об этих незабываемых моментах...»

За то время, которое И.А.Вебер провёл на войне, его семь раз представляли к наградам, но ни одну не вручили с оглядкой на враждебную фамилию. Уже после войны он получил ордена Красной Звезды и Отечественной войны второй степени, медали «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

 

Крестьянка с дворянскими манерами

Без малого 40 лет Т.А.Сильченко отдала работе в школе №4. К сожалению, не удалось найти никого из ныне здравствующих её учеников, чтобы попросить их рассказать о своей учительнице. Обратимся к воспоминаниям её дочери, по которым можно судить, что Татьяна Алексеевна не жалела своего времени и знаний ни для учеников, ни для коллег.

– Не видела, чтобы мама отдыхала, – рассказывает она. – Или ещё не ложилась спать, или уже встала. Горы тетрадей всегда лежали на столе. Свет лампы не гас практически всю ночь. И ещё помню, если собака наша лает, заливается, это идёт кто-то из маминых коллег или учеников. Приходили и взрослые, и дети. Всегда находилось, чем угостить и приветить.

Татьяна Алексеевна поддерживала творческие начинания учителей, не отказывалась от общественной работы, активно участвовала во всех учительских совещаниях, выступала с докладами. Двери её классов были открыты для всех желающих перенять её опыт, она щедро делилась своими знаниями с молодыми педагогами. Это подтверждается приказами Асиновского районо о назначении Татьяны Алексеевны заведующей районными курсами переподготовки учителей в летнее время с 1943 по 1956 годы. «За честный труд учителя-методиста, за образцовый порядок в проведении курсов переподготовки» Сильченко объявлялись благодарности с занесением в трудовую книжку, её портрет помещали на Доску почёта.

За выдающуюся педагогическую деятельность в 1958 году Т.А.Сильченко присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», в январе 1972 года – звание «Почётный гражданин города Асино». Также она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Непросто было найти педагогов, кому довелось поработать бок о бок с Татьяной Алексеевной. Ветеран образования Г.Д.Чаусова пришла в школу №4 в 1975 году, уже на закате педагогической деятельности Т.А.Сильченко.

– Она олицетворяла классический образ учителя, – вспоминает Галина Дмитриевна. – Прекрасное воспитание и интеллигентность прослеживались в походке, во взгляде, в манере говорить, в каждом жесте. Татьяна Алексеевна несла духовную и нравственную культуру в педагогическую среду. В её присутствии никто не мог сказать грубого слова – такую атмосферу она создавала вокруг себя.

Ещё один ветеран образования Валентина Васильевна Колокольникова отметила: «Татьяна Алексеевна была человеком скромным, тихим. Она обладала большой внутренней культурой и пользовалась уважением». Ларисе Леонидовне Косяковой, пришедшей в четвёртую школу в 1969 году выпускницей вуза, доводилось бывать в гостях у Татьяны Алексеевны. Говорит, что в доме всегда было уютно, хлебосольно, а сама хозяйка вечно утопала в стопках тетрадей. Кстати, родового дома семьи Сильченко-Вебер, построенного выжившим в ссылке отцом Татьяны Алексеевны и мужем-фронтовиком, уже давно нет. Он находился на улице Ленина напротив универмага «Сибирь».

Иван Адамович Вебер вышел на заслуженный отдых, когда ему исполнилось 60 лет, а Татьяна Алексеевна трудилась аж до 74-х.

Так случилось, что в 1966 году при странных обстоятельствах умер их младший сын Владимир – студент Новосибирского госуниверситета, талантливый молодой человек, прекрасный художник и музыкант. Супруги тяжело переживали потерю сына. А затем овдовел их старший сын Сергей, и бабушка с дедушкой взяли на себя заботу по воспитанию внучки Марины. Когда девушка окончила школу, в 1978 году Татьяна Алексеевна и Иван Адамович приняли решение переехать в Москву, к Сергею. Там в 1983 году ушёл из жизни Иван Адамович. Татьяна Алексеевна пережила его на 11 лет. Надежда Ивановна Седова (Вебер) забрала мать к себе, когда той исполнилось 89. Татьяна Алексеевна похоронена на кемеровской земле.

Елена Сонина

 

497015

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы