Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
ТРИ МАРШРУТА
Мобильный павильон был приобретён по просьбам жителей малых деревень Первомайского района. Деньги, чуть менее двух миллионов рублей, выделены из губернаторского фонда. Районная администрация, приняв автомобиль, сдала его в аренду Первомайскому райпо, и свой первый рейс автолавка совершила в посёлок Городок 10 августа 2017 года. С тех пор универмаг на колёсах намотал уже 14 тысяч километров, еженедельно обслуживая двенадцать деревень, в большинстве из которых отсутствуют магазины.
Направления, по которым объезжает деревни «газелька» с термобудкой, её работники называют кустом. Их три. По понедельникам и пятницам автолавка едет на Борисову Гору, станцию Куендат, в Ежи, Царицынку, Сахалинку, Тазырбак, Балагачево. Во вторник — в Верх-Куендат, Калиновку. По четвергам — в Городок, Кульдорск и Тиндерлинку. Сегодня понедельник, а значит, курс лежит на деревни, расположенные в сторону Комсомольска. Первая на пути — Борисова Гора.
НА БОРИСОВУ ГОРУ ПРОДАВАТЬ ПОМИДОРЫ... И НЕ ТОЛЬКО
В день, когда приезжает автолавка, деревенское население собирается возле магазина на колёсах не только за продуктами, но и чтобы пообщаться, поделиться последними новостями, пожаловаться на проблемы. Приходят вместе с детьми. «Не плачь! Тётя Света сейчас тебе йогурт даст!» — успокаивает неудачно упавшего малыша мама шестерых детей Ирина Борзак. Бюджет многодетной семьи скромен, поэтому женщина в этот раз берёт только по три буханки белого и серого хлеба и немного сладостей для ребятишек.
— Когда есть возможность, конечно, затариваемся по полной. И крупы покупаем, и масло, и вкусности разные, — рассказывает мне Ирина и обращается с просьбой к продавцу. — Привези мне в пятницу теста дрожжевого килограмма три.
— А мне как всегда по списку, — протягивает продавцу смятый листочек с перечнем продуктов пенсионерка Вера Павловна Винникова.
В торговое окошко продавец одно за другим выставляет для неё 5 кг вермишели, 2 кг муки, майонез, молоко, колбасу, печенье…
— Знаю же, что уже в пятницу автолавка опять к нам приедет, но никак не могу отвыкнуть закупать продукты впрок, — посмеивается сама над собой баба Вера.
Оказывается, в деревне единственный магазин закрылся уже более десяти лет назад. Те, кто «на колёсах», могли сами съездить в соседний посёлок Новый или село Первомайское за продуктами, «безлошадным» же приходилось нанимать такси. Рейс в одну сторону обходился в 160 рублей, и деревенские кооперировались.
— Полный багажник разного товара домой везли, но ведь всё равно чего-нибудь да забудешь, вот и приучила себя список составлять, — объясняет наличие «памятки» Вера Павловна.
Деревенские рады-радёшеньки, что сейчас у них есть автолавка. Рассказывают, что цены на продукты и бытовые принадлежности не выше, чем в магазинах. Салон «Газели» небольшой, всего не привезёшь, но можно сделать заказ на определённый товар.
— Света никогда нам в просьбе не откажет. Даже тортик к празднику, если надо, привезёт, — хвалит продавца за отзывчивость Галина Разумова.
МОБИЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ
Мобильный телефон продавца Светланы Терентьевой есть у многих деревенских жителей. Звонить ей начинают с вечера или с раннего утра, прежде чем автолавка поедет затариваться на продуктовый склад и хлебозавод. Вот и на этот раз торговлю прерывает очередной звонок.
— Из Кульдорска звонили. На днях три бабушки-дачницы из города на всё лето туда заехали. Вот спрашивали, буду ли я у них в четверг, — объясняет Светлана.
Интересуюсь у неё, как привыкали деревенские жители к такой форме обслуживания.
— Первое время приходилось ходить по дворам и каждому сообщать, к какому времени и по каким дням будем привозить товар, интересоваться необходимым ассортиментом. Не сразу удалось отрегулировать количество товара, поэтому его то не хватало, то было с избытком. Сейчас всё вошло в норму.
Ещё немножко подождав припозднившихся покупателей, продавец закрывает витрину и садится рядом с водителем, чтобы отправиться дальше по маршруту. Для Виталия Золотарёва нет плохой погоды и непроходимых дорог, хотя признаётся, что работка не из лёгких.
— Дорог-то у нас нет, одни направления. Особенно выматывает вот эта трасса в сторону Комсомольска, сильно разбитая по весне и осени лесовозами. Зимой другая беда — с трудом можно найти свободный от сугробов пятачок в центре деревушки. Но ничего, главное, чтобы люди не остались голодными.
ПРИБЫВАЕМ НА СТАНЦИЮ КУЕНДАТ
Следующая остановка — станция Куендат. Так называется населённый пункт при железнодорожной станции, где когда-то проживали только обслуживавшие её железнодорожники. Сейчас все они пенсионеры. Население Куендата совсем небольшое, всего сорок с небольшим человек. Местный магазинчик то открывали, то закрывали, а год назад окончательно повесили амбарный замок, поэтому люди были вынуждены ходить за продуктами в посёлок Новый. Даже напрямик это более километра через железную дорогу, прилегающие к ней склады и территорию лесопромышленного предприятия. С появлением автолавки необходимость в этом небезопасном путешествии отпала.
Куендатцы, окружив автолавку, с любопытством заглядывают внутрь: чем сегодня их порадуют Светлана и Виталий?
— Кормильцы наши, — смеются пенсионеры.
— Булочки с чем у тебя?
— С повидлом. Бери, тётя Люба, свежие!
— И хлеба давай, четыре белого и серого.
Отоварившись, Любовь Трофимовна Кугуткова уступает место у окошка Борису Николаевичу Логунову. Тот интересуется, есть ли рыбка подешевле.
— Есть, дядя Боря! — громко отвечает ему Светлана, зная, что дедушка плохо слышит.
Некоторые пенсионеры просят товар в долг. Светлана идёт навстречу, зная, что у них и правда за пару дней до очередной пенсии в кошельке только мелочь гремит. Пожилые — люди ответственные, долг всегда возвращают.
ДОМОЙ С ХОРОШЕЙ ВЫРУЧКОЙ
Конечно, автолавка — не стационарный магазин, но ассортимент там довольно широкий. Колбаса и разные копчёности из села Зырянского, свежие хлеб и булочки с местного хлебозавода, молоко, сметана, творог, разные сладости, огурцы-помидоры, даже виноград есть. В отдельном уголке автомагазина — промышленные товары первой необходимости: крышки полиэтиленовые и закаточные, лампочки, зубная паста, щётки, расчёски, мыло, туалетная бумага и прочее. Лишь одно вызывает у селян недовольство: алкоголь с автолавки не продают.
— Пригодилась бы бутылка, чтобы за выполненную работу рассчитаться, да и самим почему бы в праздник за рюмочкой не посидеть, — пожаловался один из покупателей.
Светлана лишь разводит руками:
— Ничего не поделаешь, по закону нельзя.
Впереди у автолавки ещё четыре населённых пункта, последний из которых, Тазырбак, расположен за 50 километров от райцентра. Обслужив последнего покупателя, продавец привычно закрывает автопавильон и устало пересаживается в кабину автомобиля — теперь можно и домой. Сегодня распродали почти всё. Выручка за день составила почти 18 тысяч рублей, другие кусты менее прибыльные. В целом объём продаж магазина на колёсах в месяц составляет 150 — 160 тысяч рублей. Конечно, выручка — это важно, но ещё важнее, что люди, оставшиеся в малых деревнях, не чувствуют себя брошенными.
Екатерина КОРЗИК.
Оставить сообщение: