Валюта Дата знач. изм.
USD 13.04 84 0
EUR 13.04 96.22 0

Уроки виртуальные — образование реальное

13:02 06.02.2014
Уроки виртуальные — образование реальное

Учиться должен каждый

Закон гарантирует право детей-инвалидов на учёбу, но создать полноценные условия для обучения таких ребят в общеобразовательном учреждении сложно. Поэтому с недавних пор в школах реализуется уникальная программа по инклюзивному обучению, согласно которой, дети-инвалиды занимаются как на дому, так и в классе. В этом им помогают новые технологии.

На территории Асиновского района проживают 149 детей-инвалидов, страдающих заболеваниями эндокринной системы (5 человек), зрения (2 человека), слуха (11 человек), нервной (43 человека) и костно-мышечной системы (3 человека), психическими расстройствами (48 человек), имеющих врождённые аномалии (26 человек) и прочие. Большинство из них в состоянии посещать школы и детские сады: в дошкольные учреждения ходят 14 человек, в школах в обычных классах учатся 25 ребят, в коррекционных — 20. Восемь детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в рамках реализации программы «Право быть равным» посещают уроки в сопровождении взрослых. А как быть тем, кто хочет и может учиться, но из-за своих физических недостатков практически замкнут в четырёх стенах квартиры? Им приходится получать образование в индивидуальном порядке, по инклюзивной системе. Для таких ребят виртуальные уроки становятся единственной возможностью пообщаться пусть не со сверстниками, так хотя бы с педагогом. Все они — ученики гимназии №2. Именно на базе этого образовательного учреждения созданы условия для инклюзивного обучения.

— Все наши воспитанники закреплены за определёнными классами, — говорит директор гимназии Наталья Валентиновна Седюкова. — Одноклассники знают о них и даже общаются: частично дистанционно, через интернет, иногда при личных встречах. Таким образом дети-инвалиды не остаются вне жизни образовательного учреждения. Со временем наш центр дистанционного обучения планирует сделать это взаимодействие более активным.

 

Обычный урок необычного ученика

Дима, один из учеников 7 «А» класса гимназии №2, — инвалид детства, страдает ДЦП. Каждый шаг для него даётся с трудом, а вот с умственными способностями у ребёнка всё в порядке. Начальное образование он получил очно в теперь уже не существующей школе №3. В гимназии — с пятого класса. Первое время обучался индивидуально под руководством посещавших его на дому учителей, что было для них не слишком удобно: семья живёт далеко — на Лесозаводе. С прошлого года мальчик перешёл на инклюзивное обучение. Теперь он, как и ещё восемь асиновских ребят, получает знания по многим предметам дистанционно.

Став участником программы, Дима получил компьютер, модем, фотоаппарат, видеокамеру, электронный микроскоп, роботоконструктор «Лего», программные диски. В общем, ему полностью оборудовали учебное место. Затраты за связь тоже оплачиваются из социальных денег.

В понедельник, когда я побывала у Димы в гостях, первым по расписанию был урок истории. Видео с веб-камеры появилось у мальчика на мониторе: учительница, поздоровавшись с учеником, объяснила тему нового материала и попросила найти нужную информацию по предмету. Дима включил обучающую программу, и начался урок. Там, по другую сторону «интернет-моста», в классе гимназии, тоже установлены компьютер и видеокамера. Эта аппаратура нужна для того, чтобы мальчик мог как бы присутствовать на виртуальном уроке, оставаясь при этом дома. По ходу урока учительница обращается к Диме с вопросами, он отвечает. В конце занятия получает домашнее задание и отключает скайп.

Полная инклюзия, то есть виртуальное присутствие Димы на уроке вместе со сверстниками, увы, невозможна: дети-инвалиды не всегда выдерживают скорость, с которой ученикам приходится усваивать новый материал. Да и связь иногда подводит. Поэтому педагог занимается с ним индивидуально. Единственная цель таких уроков — усвоение нового материала. Насколько это поможет ребёнку изучить предмет, зависит не только от учителей, но и от родителей. Некоторые в такой учёбе не видят смысла, другие изо всех сил стараются вдохновить своё чадо, мотивированы на борьбу. Таковы и родители Димы.

— Конечно, мне бы хотелось, чтобы мой ребёнок посещал школу, как обычные дети, — говорит его мама Алёна Викторовна. — Но для него это очень большая физическая нагрузка. Мы один раз в неделю ездим с ним на социальном такси на индивидуальные уроки математики, русского, а сейчас ещё и английского языка. Подняться на второй этаж по лестнице — целый подвиг. Но я вижу, насколько для Димы важно побывать в школьных стенах. Два раза в неделю к нам домой приезжает учительница русского языка и литературы Вера Геннадьевна Макарова, которую он очень всегда рад видеть. А уроки по скайпу стали для него интересными и новыми в технологическом плане.

Любимые предметы Димы — информатика, история и русский язык. Нравится посещать в школе практические занятия по физике. По этому предмету он проходит новые темы, общаясь с учителем по скайпу, а практика — в классе.

У инклюзивного обучения есть и свои минусы. Так, например, учительница английского языка Людмила Григорьевна Сурикова считает, что по скайпу сложно научить ребёнка правильному произношению. Поэтому сейчас Дима посещает индивидуальные уроки английского в школе. По её словам (Людмила Григорьевна ещё и классный руководитель 7 «А» класса), Дима очень общительный, и, конечно, ему необходимо находить общий язык со сверстниками. С некоторыми из них он ведёт интернет-переписку. Одноклассники передают Диме подарки на праздники, интересуются его оценками в конце четверти.

 

Инклюзивное обучение: сегодня и завтра

Как правило, у таких учеников, как Дима, получается преодолеть свои «ограниченные возможности». Есть примеры, когда дети после инклюзивного обучения успешно сдают ЕГЭ, поступают в вузы и колледжи. Дима уже сейчас серьёзно настроен получить образование. По всем предметам у него хорошие отметки.

Для России инклюзивное образование — достаточно новое явление. Первые школы инклюзивного обучения появились в нашей стране в начале 90-х годов в Москве. В 11 регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. На сегодняшний день в России ведётся активная работа по реализации программы, согласно которой, школы оснащают специальным оборудованием, а для учителей организуют курсы и семинары по работе с особенными детьми. В Томской области инклюзивные школы появились практически в каждом районе. Они насчитывают небольшое количество учеников, но для этих детей возможность получения среднего образования стала более реальной.

В Асиновском районе программа инклюзивного обучения начала действовать в прошлом году. Средства, выделенные на её реализацию, были потрачены на обеспечение необходимым оборудованием девяти учеников, обучающихся дистанционно. В этом году из областного бюджета выделено на все районы 40,8 миллиона рублей, ещё 15,5 миллиона регион рассчитывает привлечь из федеральных средств. По словам заместителя главы Асиновского района по социальным вопросам О.В.Булыгиной, все средства, которые поступят в Асиновский район, будут потрачены на строительные работы в школах: установку пандусов, поручней, реконструкцию санузлов для детей-инвалидов.

Программа дистанционного обучения набирает обороты. Смогут ли когда-нибудь дети с ограниченными возможностями здоровья включиться в жизнь школы на равных — большой вопрос. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Валентина СУББОТИНА.

124761

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеФотогалерея
Полезные ресурсы