Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 19.04 | 81.14 | 0.88 |
▲ | EUR | 19.04 | 92.22 | 1.03 |
Хорошее место выбрали для себя первопоселенцы Минаевки. Нехоженая тайга снабжала мясом, пушниной, грибами-ягодами, орехами, материалом для строительства и дровами. Чулым кормил рыбой. В общем, трудолюбивый человек и в начале прошлого века, когда обживались эти места, и спустя десятилетия жил в сытости и достатке. Только руки приложи! Люди и сегодня этому принципу следуют, только иначе: руки стали загребущими, а души — беспринципными. Всё только себе на потребу, а к природе-матушке — никакой благодарности. Окрестные леса превратились в свалки, от деревьев, под которыми собирали грибы местные жители, остались пни, Чулым обеднел рыбой. Вот и озеро в самом центре деревни, названное по фамилии одного из первопоселенцев Барановским, не обошли стороной перемены. Сложившаяся вокруг него ситуация и стала поводом для журналистской командировки, куда я отправилась вместе с нашим редактором Верой Нестеровой, которая в школьные годы ездила в Минаевку в гости к тёте и бабушке.
ОЗЕРО МАНИТ И ЧАРУЕТ
Судя по мусору на берегу и следам протекторов на песке, на озере и сейчас бывают местная ребятня и молодёжь. Да и рыбаки им пользуются: на противоположной стороне всё время нашего пребывания в селе терпеливо стоял мужчина с удочкой.
— Во времена моего детства в летние дни здесь было не протолкнуться, — предалась воспоминаниям Вера Александровна. — Около берега неглубоко, вода тёплая, дно песчаное... Плескались часами. Но прежде надо было помочь моей подруге Лене Мальцевой управиться с домашними делами. Мама у неё болела, и на Лену как старшую в семье возлагалось много обязанностей, в том числе и полоскание белья на озере. К мостку можно было спуститься прямо по огороду Мальцевых. Сейчас я его не вижу — видимо, давно сгнил. Зайдём в родительский дом Лены? Интересно, кто там сейчас живёт...
Шаркая калошами и опираясь на бодожок, к калитке, увидев нас, подошла старушка.
— Здесь раньше Мальцевы жили...
— Я Мальцева, — сказала бабушка.
— Тётя Ася? — неуверенно обратилась к ней Вера Александровна, пытаясь уловить в изменившемся за долгие годы лице знакомые черты.
Это на самом деле оказалась мама Елены Цыбульской, которая живёт на этой же улице. Старушка радушно распахнула калитку, когда услышала имя подруги детства её дочери.
— Вот здесь раньше был спуск к озеру, — показала в сторону засаженного картошкой участка. — Им уже много лет никто не пользуется. Даже не знаю, сможете ли пройти.
Тропа действительно была нехоженой: спуск затянули ковёр вьюна и высокий бурьян. Мне всё-таки удалось дойти до старой калитки, которая покрылась мхом. Открывать её у 87-летней хозяйки, которая с трудом ходит, плохо видит и слышит, давно нет надобности. А вот приезжающие в гости дети и внуки, многочисленные друзья и знакомые супругов Цыбульских, усадьба которых тоже расположена на берегу озера Барановского, любят проводить здесь время в жаркие летние дни. Дорога к берегу проходит через большой даже по деревенским меркам огород в 60 соток, где царит атмосфера цветущего и урожайного изобилия. Вид с берега потрясающий: величавые сосны с противоположной стороны бросают длинные тени на гладкую поверхность воды. С этого же ракурса можно рассмотреть, как тёмно-зелёную стену сосен сменяют серые стволы погибших деревьев — результат заболачивания прибрежной территории. Это явление стало одной из причин того, что местные жители бьют тревогу. Интересы минаевцев очень активно поддерживает выросшая в этой деревне педагог Галина Ивановна Енина, которая каждый год приезжает сюда из Асина на весь дачный сезон.
ДЕНЬГИ УТЕКЛИ, А ВОДА СТОИТ
Проблеме увеличения уровня воды в озере Барановском без малого тридцать лет. По словам Галины Ивановны, собравшей целое досье из писем в разные инстанции, ответов и протоколов, началось это ещё в девяностые годы, когда мост через протоку, соединяющую озеро с Чулымом, сгнил, и местная власть приняла решение вместо его восстановления отсыпать здесь дорогу. Под ней проложили трубу, чтобы лишняя вода могла утекать в реку, как и было прежде. Однако реконструкция привела к тому, что озеро стало уходить. Проложили трубу выше, но отток вовсе прекратился. Вода стала разливаться, подбираясь к усадьбам Верхней заимки, застаиваясь в сухих прежде местах и пагубно действуя на не любящие чрезмерную влагу сосны в ближайшем бору. Многие деревья погибли и теперь распиливаются на дрова. Жители заимки опасаются, как бы мужики по неосторожности пожар не устроили. «Не утонем, так сгорим», — вздыхают люди, с которыми мы общались.
Третья попытка исправить ситуацию произошла в 2016 году. Тогда жители Минаевки инициировали собрание, на котором присутствовали глава Новониколаевского сельского поселения и представитель районной администрации. На нём было высказано предложение демонтировать трубы и построить мост, под которым будет проходить естественный отток воды. Однако решение приняли совсем иное: «Водоотвод из озера оставить в прежнем состоянии». Прислушавшись к мнению одного из участников собрания, прокопали траншею в другом месте — в конце Верхней заимки, где образовалось болото, перекрыв тем самым путь к сенокосным лугам. Местные мужики, чтобы ездить на покос, заложили траншею досками, которые со временем сгнили и спрессовались. «Деньги в землю трижды закопали! Вода как стояла, так и стоит. Закон Паскаля о двух сообщающихся сосудах никто не отменял. Если её уровень по обе стороны одинаковый, она течь не будет», — говорит со знанием дела физик по образованию Галина Ивановна Енина. Устроив нам экскурсию по Верхней заимке и прилегающей к ней территории, она вспоминала:
— Болото здесь было всегда, но сухое. Вода в нём появлялась только в весенний период. Вот здесь было поле, где мы в детстве играли, здесь — тропинка, по которой в школу ходили, теперь — непроходимые места. Посмотрите на телеграфный столб в воде. Это ещё одно свидетельство того, что в прежние годы было сухо. Разве его устанавливали бы в болоте?
За разговорами дошли до берега Чулыма, вдоль которого стоят жилые дома. К некоторым из них озёрная вода в поисках выхода стала просачиваться в погреба. Ещё одна её опасность с каждым годом становится всё более очевидной: обваливается берег. «Смотрите, какой образовался обрыв, — показывает Галина Ивановна. — Здесь раньше дом стоял». Присоединившаяся к нам пенсионерка Мария Григорьевна Антипова, которая живёт здесь с самого рождения, тоже считает, что обрушение береговой линии напрямую связано с повышенным уровнем воды в озере, правда, не может объяснить, как это происходит. Рациональное обоснование нашлось у другой женщины. Мария Петровна Гунько, бывшая местная жительница, а сейчас дачница, указала нам на пробивающиеся сквозь землю ручейки, которые располагаются по всей длине обрыва. «Они и подмывают берег, который постепенно разрушается», — считает она. Мария Петровна высказала ещё одно разумное мнение по поводу того, что вода не течёт через проложенные под дорогой трубы. «Возможно, бобры настроили там плотины, — говорит она. — Нужно привлечь для обследования этого места опытного охотника».
Пока местные жители выдвигают гипотезы и обивают пороги различных инстанций, глава Новониколаевского сельского поселения Дмитрий Бурков высказывает своё мнение:
— Эта проблема образовалась не вчера, ей почти 30 лет. За это время установился экологический баланс, и вмешиваться в сложившуюся экосистему не стоит. Мы можем только усугубить положение: озеро после понижения уровня воды может погибнуть, а растительность вокруг превратится в сухостой. Что касается строительства моста, то это нереальная задача. Такие затраты бюджету поселения не по карману.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
Неравнодушные минаевцы в поисках путей решения проблемы дошли до департамента природных ресурсов Томской области, в чём им помог депутат Законодательной Думы Юрий Калинюк. Результатом этого стал приезд сотрудников департамента, которые, как выяснилось, побывали в деревне двумя днями раньше нас, в минувшую пятницу. В поездке их сопровождал ведущий специалист по ГО и ЧС администрации Асиновского района Анатолий Юрченко. Он рассказал, что областные специалисты обследовали озеро и обещали в скором времени прислать свои рекомендации. Путей решения, скорее всего, будет два: либо этот водный объект включат в федеральную программу по очистке водоёмов, либо районная администрация сможет справиться с задачей собственными силами. Как — подскажут всё те же томские экологи.
Этой же позиции придерживается и глава района Николай Данильчук, который считает, что решение о дальнейшей судьбе озера должны принимать компетентные люди. Ознакомившись с заключением специалистов и учтя их предложения, районная власть будет принимать решение. «Если получим конкретные рекомендации по исправлению сложившейся ситуации, из резервного фонда будет выделена необходимая сумма на проведение работ», — заключил Николай Александрович.
Елена СОНИНА.
Оставить сообщение: