Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
Лечить наркозависимого против его воли в России запрещено. Это квалифицируется как незаконное лишение свободы, а при применении физического насилия — как побои или нанесение вреда здоровью. Наше государство придерживается в этом вопросе принципов международного права, в соответствии с которыми здоровье человека — это его личное дело. Соблюдали ли законы и права в Центре реабилитации наркозависимых «Фаворит», который действует уже несколько лет в селе Сергеево Первомайского района? Как показало расследование уголовного дела, нет.
ПОПЫТКА ОКАЗАЛАСЬ ПЫТКОЙ
У каждого наркомана есть любимый наркотик. У Дмитрия это был опиум — сильнодействующее наркотическое средство, получаемое из млечного сока недозрелых коробочек мака. С опиумом томич впервые познакомился в декабре 2016 года, и с тех пор в жизни тридцатисемилетнего мужчины осталась одна цель — найти дозу, уколоться и забыться. То, что стал заядлым наркоманом, осознал примерно через полгода, а в октябре 2017-го, собрав остатки ещё не убитой наркотиками воли в кулак, попробовал завязать. Узнав от своего знакомого, что в Первомайском районе есть Центр реабилитации, решил отправиться туда на лечение. Уставшие от нигде не работающего сына-наркомана уже немолодые родители решение сына поддержали. Отец заключил договор с ООО «Центр социальной адаптации «Фаворит» на «стационарное социальное обслуживание», и в тот же день мужчину забрали сотрудники Центра и увезли в село Сергеево, на окраине которого в одноэтажном доме за закрытыми воротами и содержали таких, как он.
О том, знал ли Дмитрий и его родители, что условия пребывания пациентов в некоторых реабилитационных центрах для наркоманов бывают жёсткими, материалы уголовного дела умалчивают. Консультанты из числа оставшихся после лечения наркоманов с новеньким обращались сносно ровно до тех пор, пока Дмитрий, не привыкший выполнять грязную работу и жить в казарменных условиях по строгому распорядку, не стал нарушать принятый в «Фаворите» уклад жизни.
«Он мог без спроса пойти покурить, хотя это можно делать только в определённое время, — вот так впоследствии оправдывал свои действия консультант Центра Григорьев. — Иногда на кухне брал без спроса конфету, хотя и это согласно тому же распорядку дня делать было категорически нельзя. В январе 2018 года вместо того, чтобы по моему указанию сидеть в своей комнате и читать лекции по реабилитации, взял в консультантской комнате витамины. За неодно-кратное нарушение дисциплины я решил его наказать, применив тренинг «танк» — это когда резидента привязывают практически голым цепью к железной кровати, на которой вместо матраса лежат деревянные доски. В таком положении Дмитрий провёл час…»
Это был излюбленный способ издевательств консультантов, которым они периодически подвергали своих подопечных. Впрочем, впоследствии обратился в правоохранительные органы по этому поводу только Дмитрий, остальные просто жаловались на действия Григорьева вышестоящему руководству. В своих показаниях следователю излагали следующее: «Григорьев всегда был агрессивным и несдержанным с резидентами. За малейшие нарушения лишал еды и сна, но к Дмитрию эти эмоции проявлял вдвойне, как будто у него была личная неприязнь к нему. За малейшую провинность, а иногда и вовсе без повода он орал на Дмитрия, оскорблял его нецензурными словами, всячески унижал и бил почти каждый день».
ЖЕСТОКОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ПОБЕГ
В начале марта Дмитрий решился на побег. Когда все ещё спали, под предлогом выгулять собаку он покинул территорию Центра, но уйти далеко и попросить у людей помощи мужчине не удалось. Его догнал Григорьев и сопроводил обратно за высокий забор, где приказал принести цепь с гирей и под угрозой физической расправы заставил Дмитрия раздеться до трусов и лечь в «танк». Тот от безысходности даже не пытался дать отпор и беспрекословно выполнил приказ. Надзиратель не только пристегнул провинившегося к железной кровати, но и заклеил рот скотчем, оставив в таком жутком положении на 5 дней!
Из показаний потерпевшего: «Кормили меня с ложечки, не позволяли мыться, давали пить полстакана чая в день и только один раз в сутки выводили в плавках на мороз до туалета. Всё остальное время ходил под себя. Лежать раздетым было очень холодно... Два раза, когда я был пристёгнут к кровати, Григорьев бил меня головой об доски, а ещё кулаками по печени и селезёнке…»
Все эти месяцы связи с семьёй Дмитрий практически не имел, сотовые телефоны были под запретом, письма подвергались цензуре, поэтому о творящихся в Центре изуверствах никто из родных мужчины не знал. Когда туда попал брат Дмитрия Антон, который также страдал наркозависимостью и обратился в тот же «Фаворит» за помощью, он даже не сразу узнал брата. Из показаний Антона: «Выглядел Дима очень плохо. Похудел, почернел, у него были сильно опухшие кисти рук, а к ноге тяжёлой цепью пристёгнута гиря весом 32 килограмма, которую при движении Дима носил в руках. При этом речь у брата была очень плохая, бессвязная. С трудом выговаривая слова, пожаловался на изуверства и на то, что ему не давали спать на протяжении пяти дней…»
Антон тоже таких условий не выдержал. Через месяц он, сговорившись ещё с двумя парнями, предпринял попытку бежать, но, не зная дороги, они далеко не ушли, были пойманы и подвержены наказанию. Одному привязали к ногам гирю, другим — тяжёлые бруски.
КОГДА НЕРВЫ СДАЛИ
Неизвестно, сколько бы ещё продолжалась такая «реабилитация», если бы 30 апреля между Григорьевым и Дмитрием вновь не возник конфликт. Резидент не выполнил указание постирать ночью полотенца. За это консультант вновь намеревался посадить непокорного на цепь. Это стало для Дмитрия последней каплей. Не выдержав физического и психологического насилия, принуждения к физическому труду, мужчина схватил со стола кухонный нож и ударил обидчика в грудь. На крики пострадавшего прибежали постояльцы Центра, связали нападавшего, после чего вызвали скорую помощь и полицию. Это стало для Дмитрия и для многих других своего рода спасением.
Когда по данному делу началось разбирательство, Дмитрий обратился в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности лиц, которые насильственно удерживали его в реабилитационном Центре. По данному факту в отношении Григорьева было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 117 (истязание), п. «г» ч. 2 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия). Но когда дело дошло до суда, потерпевший попросил прекратить уголовное дело в связи с примирением и от всяческих претензий к своему обидчику отказался.
Суд, выслушав мнения всех участников процесса, заключение прокурора, который посчитал возможным прекратить уголовное дело, удовлетворил заявленное ходатайство, при этом принял во внимание, что Григорьев не судим, написал явку с повинной, полностью признал вину в ходе следствия, возместил ущерб потерпевшему, загладив причинённый вред, и примирился с ним.
(Статья подготовлена с использованием материалов Первомайского районного суда.
Имена и фамилии фигурантов дела изменены).
P.S. Только на территории Первомайского района действует около десяти центров реабилитации для наркозависимых. Большинство из них закрыты для общественности, поэтому неизвестно, что там происходит. История Дмитрия, возможно, не первая и не последняя…
Оставить сообщение: