Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 03.04 | 84.55 | 0.32 |
▲ | EUR | 03.04 | 91.2 | 0.76 |
«Уральский сказ», «Морозко», «Чародейка Зима», «Восточная сказка», «Старый замок», «Жемчужный берег», «Медовый полдень», «Признание», «Белой ночи кружевные сны»… Нет, это не литературные произведения, а названия платков, которые изготавливают на Павловопосадской платочной мануфактуре. Их невероятное множество, и каждый имеет своё имя. Об этом и многом другом рассказала мне при встрече Наталья Ивановна Журова.
Из глубины веков
В субботу наш город будет отмечать свой престольный праздник – день Покрова Пресвятой Богородицы. Именно он неразрывно связан с этим атрибутом женской одежды, ведь по преданию Богородица, сняв омофор (покрывало) со своей головы, раскрыла его над людьми, молившимися во Влахернском храме о спасении от окруживших Константинополь неприятелей, тем самым защитив их от врагов.
В словаре древнерусского языка слово покров означает спрятаться под кров, укрыться. С этого праздника начинались свадебные осенние недели. Платок был частью свадебного ритуала: его обязательно надевали невесте на голову, а жениху – на плечи. Он служил молодым оберегом, защитой, а на голове женщины оставался до конца её жизни, только в зависимости от возраста менялись способы его повязывания и расцветка. А сколько песен сложено про этот простой головной убор! Вспомните: «Синенький скромный платочек», «Тёмно-вишнёвая шаль», «Оренбургский пуховый платок», «Платочки белые, глаза печальные», «Подари мне платок, голубой лоскуток»... В песнях этих – и жизнь, и слёзы, и любовь. Долгое время красивые платки считались символом достатка и почтения. Сыновья привозили их матерям из армии, отцы покупали в подарок дочкам.
Сегодня платок не несёт прежней смысловой нагрузки, да и не часто можно сейчас встретить эти яркие, расписные уборы на современных женщинах. А вот моя героиня уверена, что шали, платки, палантины придают женственность и нежность.
– Я сама очень люблю платки. Часто выступаю в них на сцене и просто надеваю по случаю, – говорит она.
Наталья Ивановна помнит, что её бабушка и мама тоже носили платки. Некоторые хранит до сих пор. Они совсем простенькие, но зато такие родные.
Они такие разные:
зелёные, синие, красные…
Но вернёмся к платкам Натальи Ивановны. Ей их не дарили, все покупала сама. Честно сказать, удовольствие это не из дешёвых. Если прежде можно было приобрести павловопосадский платок за 2 – 3 тысячи, то сейчас он раза в два дороже. А цены на коллекционные экземпляры, выпускающиеся единично, и вовсе достигают космических сумм.
Всё началось в 2012 году.
– Первым платком был «Испанский» – восстановленный, то есть созданный по оригиналу прошлых лет, – рассказывает моя собеседница. – Затем захотела ещё и ещё. Не беру все подряд. Тщательно присматриваюсь, изучаю рисунок, вид ткани, размер. Если нравится очень-очень, тогда покупаю.
Женщина так увлеклась, что зарегистрировалась на платочном форуме, где общаются такие же, как она, коллекционеры и знатоки. Сейчас у Журовой около 100 изделий. И о каждом она может говорить бесконечно.
– Платки различаются по размерам, качеству нитей, колориту, – делится своими знаниями женщина. – Выполнены они из разных материалов: шерсти, шёлка, вискозы. Есть двуниточная пряжа, есть разреженная. Бывает уплотнённая шерстяная нить и шёлковая вязаная бахрома.
В коллекции много авторских экземпляров. Пятнадцать платков созданы Инной Макаганчук, которая работает с разреженной тканью. От этого платки нежные и тонкие. По пять штук выполнены художниками Натальей Белокур и Ириной Дадоновой, двенадцать – от Татьяны Сухаревской, тринадцать – от Елены Жуковой.
В одной серии при общем рисунке может быть много оттенков. Например, любимец Натальи Ивановны, платок «Молитва», создан в последнем из имеющихся колоритов, – двадцатом. Среди шалей из серии «Волшебный узор», которых в коллекции восемь штук, есть две волшебной красоты. Одна – красная с золотом, другая – жемчужно-синяя. Она назвала их «Султан» и «Султанша». Два платка, вишнёвый и жемчужный, – из серии «Драгоценная». Ещё два – из «Тайны сердца». Названия других серий: «Кумушка», «Берегиня», «Журавушка», «Северянка» – будто из русской сказки. А есть такие, от которых веет сказками Шахерезады: «Караван», «Шафран», «Знойный ветер», «Цветок Востока».
Для глаз приятно, для души тепло
Платки Натальи Ивановны дарят хозяйке не только визуальное удовольствие своей красотой, но и помогают ей в трудную минуту. Бывает, что за окном непогода, на душе тоска, тогда достаёт хозяйка платки и набрасывает их на диван и кресла. Своими красками они будто наполняют жизненной энергией не только дом, но и её саму. А платок «Молитва» она накидывает на плечи, когда плохо себя чувствует. Сразу становится легче. Есть даже поверье в народе, что платки не только дарят особое настроение, но омолаживают и укрепляют здоровье.
– У платков, как у людей, свой характер. Вот, например, «Розы на снегу». Ничего особенного. Просто белоснежное полотно и несколько ярких цветков. А как завораживает! – восхищается хозяйка коллекции.
Несколько своих платков Наталья Ивановна раздарила друзьям и знакомым. Увлекла она коллекционированием и Лилию Егоровну Проскурину. Они вместе пели в хоре «Родные напевы», а сейчас у них творческий тандем. Зачастую их дуэт можно увидеть на сцене именно в павловопосадских платках.
– Жаль, что многие мои платки ещё «не выходили в люди», – говорит Наталья Ивановна, показывая мне свои сокровища. – Но надеюсь, что и до них дойдёт очередь.
Платки разложены у неё в специальные кофры: по размерам, по сериям, по авторам. Их так много, что представить все просто нереально. Но останавливаться наша героиня не собирается. Сетует, что ещё нет платка из коллекционной серии «Бенефис». А я улыбнулась: «Как раз на свой бенефис и купите!» Наталья Ивановна ещё долго посвящала меня в тайны и тонкости создания павловопосадских платков, демонстрировала разные способы их повязывания. Никогда бы не подумала, что можно столько всего знать о простом платке. Казалось бы, что в нём такого? Ан нет! В нём и наша история, и наши обычаи, и наша русская душа…
Валентина Субботина
Оставить сообщение: