Валюта Дата знач. изм.
USD 10.04 86.09 0.63
EUR 10.04 95.09 1.31

Весной до Окунеево — только вплавь

21:16 18.05.2017
Весной до Окунеево — только вплавь

Жители сёл Окунеево и Тукай Зырянского района каждую весну остаются оторванными от «большой земли». Три месяца транспортное сообщение поддерживается только благодаря моторным лодкам местных жителей да муниципальному катеру, на котором на другой берег реки Кия перевозят два раза в неделю пассажиров рейсового автобуса, раз в неделю — почту и по необходимости — продукты питания и лекарства.

 

МОСТ ЕСТЬ, НО ТОЛЬКО ВРЕМЕННЫЙ

Летом река Кия тихо и мирно омывает свои берега. Вброд её, конечно, не перейдёшь, но переплыть при желании и умении можно. Однако весной Кия, что в переводе с тюркского означает каменистый склон, обрыв, резко меняет свой нрав. В апреле огромные льдины, движимые бурным потоком воды, сносят всё на своём пути. Снесли бы и деревянный мост, если бы его каждую весну предусмотрительно не разбирали, а после паводка, примерно к середине июня, не возвращали обратно. Подобного сборно-разборного моста в Томской области больше нет, так что это местная достопримечательность. Я видела его в апреле, будучи в Окунеево в журналистской командировке: 130 метров деревянного настила твёрдо держатся на 150 деревянных сваях, вбитых в самое дно реки. Каждый год настил снимают, а раз в пять-шесть лет на новом месте вбивают другие сваи, потому что прежние река нещадно ломает.

Впервые деревянный мост возвели здесь в 1984 году. Раньше летом организовывалась паромная переправа, а зимой — ледовая. Пробовали устанавливать понтонную, но Кия гнула и ломала металл. Деревянный разборный мост оказался куда более надёжным сооружением, которое на 9 месяцев связывает два села с «большой землёй»: Окунеево, где проживают 230 жителей, и почти безлюдную деревню Тукай. Когда-то руководство области обсуждало строительство капитального моста, но проектировщики подсчитали, что на него и подъездные пути нужно около 400 миллионов рублей. Если учесть, что разборка, восстановление и обслуживание деревянного моста обходится Областному ДРСУ в 4 миллиона рублей в год, то сэкономленных денег хватит почти на 100 лет. На век Тукая и Окунеево достаточно...

 

БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ

Пока в этих сёлах живут люди, они нуждаются в постоянном транспортном сообщении. В прошлогодний паводок местная администрация обеспечить его не смогла: старый катер, находящийся в собственности Михайловского сельского поселения, сгнил от старости. Кроме того, стала вакантной должность катериста. Решением двух этих непростых проблем пришлось заняться избранному в сентябре прошлого года главе Михайловского сельского поселения Олегу Ермакову.

— Пятиместный катер «Бриз-460» стоимостью 540 тысяч рублей изготовили нам по спецзаказу в Юрге. Сложнее оказалось найти катериста, имеющего право заниматься пассажирскими перевозками. Двое местных парней, отправленных на обучение, не успели к началу паводка получить «корочки», — рассказал мне при встрече Олег Анатольевич. — Где я только не искал специалиста: в Первомайке, на Беляе, а в итоге обнаружил его… в Зырянке.

 

ОДНАЖДЫ МОРЕМ Я ПЛЫЛА…

Катериста застать «в порту» не удалось: он переправлял на правый берег реки почтальона. Пришлось «позагорать» на бережку около получаса, прежде чем мы с главой услышали долгожданный звук мотора. Пришвартовав к берегу маленькое судно, Константин Бабушкин по-военному отрапортовал главе о вверенном ему участке. Выяснилось, что с утренним рейсовым автобусом прибыло довольно много пассажиров до Окунеево, поэтому ему пришлось сделать четыре рейса туда и обратно. Брать на борт больше пяти человек не положено. Всем им выдаются спасательные жилеты. Вот и я получила жилет от капитана. Плыть в солнечный денёк по речной глади было одно удовольствие. Пообщавшись с Константином Константиновичем, выяснила, что он с 1975 года до самой пенсии ходил по Енисею на катере КС-100Д в должности капитана-механика. Жил в Кызыле, но, выйдя на пенсию, пять лет назад переехал в Зырянку. В его обязанности входит не только перевозка пассажиров, но и мелкий ремонт судна, которое хоть и новое, но сделано не совсем качественно. «Жигулёвский двигатель поставили так, что к нему ни с одной стороны не подлезешь, — жалуется Бабушкин. — Есть проблемы и с выхлопными трубами. Они должны быть металлические, а какой-то горе-мастер установил резиновые. Как только температура повышается, резина начинает гореть, и катер выходит из строя. По паспорту расход бензина должен быть 35 литров на 100 километров, а на деле в 2 раза больше».

Интересуюсь у главы, за чей счёт работает такая переправа. Оказывается, все расходы взял на себя муниципалитет, а это порядка 250 тысяч рублей.

Несмотря на то, что людей должны с берега на берег перевозить только 2 раза в неделю (пассажиров рейсового автобуса, прибывающего по пятницам и утром, и вечером), находиться на берегу катеристу приходится каждый день с 7 утра до 18 вечера «на случай возникновения ЧС для доставки оперативных служб и аварийных бригад и экстренной перевозки граждан». Для меня сделали исключение, как и для жителей Окунеево и Тукая, отправляющихся на приём в районную больницу, за справкой в администрацию, на свадьбу к родственникам...

 

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ И В ПОЛОВОДЬЕ

К правому берегу реки мы пришвартовались минут через двенадцать-пятнадцать, преодолев за это время около шести километров пути. Как заметил глава поселения, в этом году река разлилась незначительно, а вот двумя годами раньше плыть приходилось аж 40 минут! Нас встретил Александр Тимошенко. Окунеевский документовед здесь вроде старосты, который выполняет ещё обязанности водителя по доставке прибывающих и отъезжающих тукайских пассажиров. Для этих нужд ему выделен уазик, на котором в экстренных случаях можно доставить к катеру тяжелобольного. Нынче, к счастью, такого не случалось, а годами раньше доводилось.

Как выяснилось уже по пути в Окунеево, жители этого села не совсем островитяне. Существует объездная дорога, по которой можно на внедорожнике добраться до «большой земли», проехав по мосту через речку Четь и деревню Пушкино. В итоге получается крюк в 15 километров. Однажды эта дорога окунеевцев очень выручила. В октябре 2014 года по реке неожиданно пошла большая шуга, которая выдавила часть деревянного моста, и почти половина сооружения уплыла вниз по реке. Нужно было делать новый настил, но на это требовалось время, а главное — деньги. Пока решался вопрос, ездили по объездной дороге. В этом году ею жители Тукая и Окунеево почти не пользуются, а многим и катер без надобности. «А зачем? — заявила встретившаяся мне на широкой, с едва пробившейся изумрудной травой улице села Оксана Таурина. — Продукты в наш магазин завозят регулярно, работают школа, ФАП, где есть фельдшер и все необходимые лекарства, имеется свой пожарный пост. 9 Мая не хуже других встретили, даже шествие «Бессмертного полка» организовали. Мы к такому образу жизни привыкли!»

Не только привыкли, но даже находят в этом положительные моменты. Например, с приходом паводка в селе начинает работать своя пекарня. Хлеб в печи на берёзовых дровах получается у Татьяны Черкашиной невероятно вкусным. «Целых 9 месяцев по нему потом скучаем», —  заметила школьница Олеся Носкова, угостившая меня на прощание хрустящей, ароматной и невероятно вкусной горбушкой.

Екатерина КОРЗИК.

 

111646

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы