Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 04.04 | 84.38 | 0.17 |
▼ | EUR | 04.04 | 93.16 | 1.96 |
В ДЕРЕВНЮ — ЗА ЖИЛЬЁМ
В 2010 году в семье Дениса и Елены Костаревых родился первенец — сын Стас. В то время молодые жили в Томске. Ни своего жилья, ни высокооплачиваемой работы, никого из родных рядом. Вот и решили перебраться к родителям. Вариант обосноваться на родине мужа, в Каргасокском районе, отпал сразу: слишком большая удалённость от областного центра. А вот Мало-Жирово, откуда родом Елена, подходило больше. Здесь жила её мама Любовь Петровна Гусарова, к которой они и переехали.
— Мама всегда держала большое хозяйство, — рассказывает Елена. — Меньше трёх коров не было. Вот и мы с мужем параллельно с основной работой решили начать свой небольшой бизнес по разведению крупного рогатого скота и свиней, чтобы накопить денег и приобрести жильё.
Со временем стало ясно, что копить таким способом придётся ну очень долго, тем более, что три года назад у Костаревых появилась ещё и дочка София. Зато обеспечить семью свежими и качественными натуральными продуктами собственного производства: молоком, сметаной, творогом, маслом, мясом — да ещё и дополнительно заработать — реально. Тем временем появилась возможность решить свой жилищный вопрос. Елена работает в библиотеке, Денис — охранником в ООО «Сибирское молоко», и им удалось попасть в программу поддержки молодых специалистов на селе, чтобы самим построить дом. Семьдесят процентов от стоимости субсидируется государством, и всего лишь тридцать вносят супруги.
— Начали строить 12 сентября. Муж у меня — на все руки мастер, жаль только, что времени не хватает. На нём ведь не только стройка, но и хозяйство держится, — говорит Елена. — По договору мы должны пять лет отработать в сельской местности, чтобы дом перешёл в собственность. Но мы и так никуда не собираемся уезжать.
ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ — ТЯЖЁЛЫЙ ТРУД
Немногим ранее у Костаревых было семь дойных коров, 60 свиней, а ещё быки и куры. Сейчас поголовье сократили: помимо поросят и бройлеров, три коровы, четыре бычка, семь свиней.
— Сено заготавливаем сами, только рулонник приходится нанимать. Садим около пятидесяти соток картофеля, кабачки, тыквы. На деньги, вырученные с хозяйства, купили технику: зернодробилку, сепаратор, доильный аппарат. Есть свой трактор со всем навесным оборудованием, — рассказывает хозяйка. — Но одним сеном и картошкой не обойдёшься, а зерносмесь стоит дорого. Вот и уменьшили поголовье. Правда, в прошлом году нам выделили по три тысячи рублей на каждую корову по программе поддержки ЛПХ, но этого очень мало, если учесть весь объём затрат.
В семье чёткое распределение обязанностей. Первой встаёт в пять утра Любовь Петровна. В её задачу входит подоить коров. Раньше, когда их было больше, доила аппаратом. Сейчас — вручную. Потом на смену ей приходит зять, который кормит скот. На нём же — уборка стаек. Елена утром увозит детей в Ягодное: дочку — в садик, сына — в школу. Днём все на работе, а вечером опять дела: кому — доить, кому — убирать и кормить. Елена занимается переработкой и продажей продукции.
— Варю творог, сепарирую молоко и сливки, цежу молоко по банкам. Летом выручают дачники. Они с удовольствием берут молочку и мясо. Есть покупатели среди местных жителей. Но основная масса продукции увозится в Томск на губернаторскую ярмарку.
В областной центр хозяек с товаром возит автобус, но Елена предпочитает добираться сама. На своей старенькой «Хонде» каждую субботу она вместе с сыном отправляется на рынок. Сначала торгует, а потом везёт Стаса на занятия. Он посещает в Томске бассейн и уроки по ментальной арифметике.
— Получается, убиваем двух зайцев: и зарабатываем, и сына учим, — смеётся Елена. — Вставать, правда, приходится рано. Если везу только молочную продукцию, то в четыре утра, а если ещё и мясо, то в три, чтобы успеть разделать тушу.
На скотном дворе
После разговора с Еленой я попросила её показать своё хозяйство. В это время как раз вернулся из школы Стас, который, переодевшись, присоединился к нам.
— Я тоже помогаю, — серьёзно заявил «мужичок с ноготок». — Могу куриц покормить, поросят. Только быков боюсь — они большие и грозные.
В просторной стайке в отдельных вольерах находятся свиньи и поросята. Завидев хозяйку, малыши притихли, ожидая лакомства. Елена налила им сыворотки, оставшейся от сепарирования молока, и те, радостно завизжав, подбежали к корытцу и начали причмокивать.
В соседней отдельной стайке живут бройлеры. Упитанные курочки и петушки вперевалку расхаживали по выгулочному дворику. Их осталось намного меньше пятидесяти: нежное диетическое мясо по вкусу и семье, и постоянным клиентам.
В том, что бычки грозные, как говорил Стас, я убедилась сама. Они содержатся в просторном загоне, который располагается за огородом. На свежем воздухе и зелёной травке животные за лето выросли. Подойти близко я побоялась — уж очень недружелюбные.
— Это только с виду они такие, — улыбнулась Елена.
А вот коровок увидеть не удалось: они были в стаде. Конечно, как подытожила фермерша, заниматься таким большим хозяйством хлопотно. Но, с другой стороны, как иначе? Уже привыкли, что в стайке — мычание, хрюканье и кудахтанье. Жить в деревне и не держать скотину — это не по-хозяйски!
Валентина СУББОТИНА.
Оставить сообщение: