Валюта Дата знач. изм.
USD 10.04 86.09 0.63
EUR 10.04 95.09 1.31

Хирургическая практика началась в госпиталях

11:38 06.05.2020
Хирургическая практика началась в госпиталях

САМ ПРОБИВАЛ СЕБЕ В ЖИЗНИ ДОРОГУ

Родиной Фёдора Ивасенко был Алтайский край. Когда его родителей раскулачили и сослали в Бакчарский район Томской области, восьмилетнего Федю и его старшую сестру, которые остались в деревне, определили в детский дом города Новосибирска. Так дети при живых родителях стали сиротами. После седьмого класса Фёдор поступил в медучилище, получил специальность фельдшера. Следующей ступенью стал Новосибирский мединститут. Парень жадно тянулся к знаниям и ради науки, и ради повышенной стипендии. В вузе всерьёз увлёкся лыжными гонками. Забегая вперёд, скажу, что спорт в его жизни все последующие годы занимал особое место. Ивасенко стал мастером спорта СССР, выступал на всесоюзных соревнованиях, был чемпионом Сибири и Дальнего Востока. Его имя было широко известно в спортивных кругах области и за её пределами.

В 1939 году, когда началась советско-финская война, студент-третьекурсник сменил белый халат на солдатскую форму. В сороковом хорошо зарекомендовавшего себя рядового Ивасенко направили в артучилище, а потом — снова испытание войной: грянул 1941 год.

— Папа, получивший в Великой Отечественной войне лишь несколько лёгких ранений, считал, что выжить ему удалось, потому что уже понюхал пороха на финской и получил отличную подготовку в арт-училище, — вспоминает дочь Ивасенко Нина Фёдоровна, которую нам удалось разыскать в Томске. —  Он говорил, что боялся только одного — попасть в плен, поэтому всегда берёг последний патрон для себя. Его лучший друг, редактор районной газеты Алексей Алексеевич Смагин, с которым он часто встречал 9 Мая, всегда говорил мне: «Твой отец — ГЕРОЙ!»

 

ОПЕРИРОВАТЬ УЧИЛСЯ НА ВОЙНЕ

Фёдор, служивший в артиллерийском полку, не только выполнял свои прямые обязанности, но и часто выносил с передовой раненых, оказывал им первую медицинскую помощь. А война тем временем отнимала жизни не только у солдат, но и у санитарок, военных врачей. Когда хирургов стало не хватать, Ивасенко допустили к операциям: сначала он ассистировал, а потом уже сам взял в руки скальпель.

— Папа рассказывал, что в начале 1945 года к ним прибыл генерал медицинской службы и, оценив его успехи и старания, пригласил продолжить учёбу в Ленинграде, — рассказывает дочь Нина. — От такого нельзя было отказываться: сам генерал предлагал! А отец дерзнул, за что попал в карцер. Но всё же не поменял своего решения: ещё шла война, и папа, как истинный коммунист, не мог оставить фронт.

Война закончилась для лейтенанта медицинской службы Ф.Т.Ивасенко в Чехословакии. Ещё целый год после капитуляции Германии он спасал жизни раненых в госпитале и только в 1946 году демобилизовался. Его боевые заслуги были отмечены орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалями «За победу над Германией», «За оборону Москвы», «За боевые заслуги».

Продолжить обучение фронтовик решил в Томском мединституте, где преподавал известный в те годы хирург-новатор А.Г.Савиных. Учился на «отлично», был сталинским стипендиатом. В 1949 году получил красный диплом и по распределению попал в клинику к Андрею Григорьевичу, где стал одним из его лучших учеников и продолжал набираться опыта.

В 1952 году Фёдора Тихоновича отправили в служебную командировку на Дальний Восток в военный госпиталь, но вместо обещанного месяца в приказном порядке обязали прослужить год. Он ослушался и уехал, потому что в Томске его ждали жена, дочка и родители, которых перевёз к себе. В судьбу своего ученика вмешался сам Савиных, который, понимая, какие могут быть последствия за нарушение приказа, подыскал для Ивасенко место в Асиновской больнице, где он проработал 15 лет, в том числе 6 лет — главврачом.

 

ВОЗГЛАВИЛ РАЙОННУЮ БОЛЬНИЦУ

— Семье дали двухкомнатную квартиру в бараке на улице 9 Мая. На этом месте сейчас располагается бассейн, — рассказывает сын Ивасенко Александр Фёдорович, который и сейчас живёт в Асине. — Районная больница находилась тогда на улице Чернышевского. Вместе с отцом там работала дерматовенерологом наша мама Валентина Афанасьевна, с которой он познакомился ещё в мединституте. Папа пропадал на работе и когда был рядовым хирургом, и когда возглавил больницу: уходил — мы ещё спали, приходил — уже спали. Бывало, не успеет переступить порог, как за ним приезжают.

В то время в квартире Ивасенко появилась по тем временам невиданная роскошь — стационарный телефон, который мог зазвонить в любое время суток. Обычный рабочий день главврача начинался в 6 утра. Сначала он проводил осмотр пациентов, потом проверял санитарное состояние помещений. К этому Ивасенко относился очень педантично: смоченным водой клочком ваты проходил по поверхностям любого предмета. В 8 утра — пятиминутка, где ставились задачи на день.

Ивасенко считал, что пятьдесят процентов успеха восстановления пациентов зависит от ухода за ними. Поэтому сам часто дежурил у постели больного. Его дети вспоминают, как однажды отец заразился корью от мальчика и очень тяжело переносил болезнь. Думал, не выкарабкается...

Ветерану здравоохранения Зое Михайловне Жуйковой посчастливилось работать вместе с супругами Ивасенко. Об этом у неё только положительные воспоминания:

— Я приехала в Асиновскую больницу в 1957 году после получения специальности педиатра. На работу меня принимал Фёдор Тихонович. Ему тогда сорока лет не было. Красивый, молодой, спортивный, с очень волевым характером. Посмотрел на меня и покачал головой: «Как ты будешь работать?» Дело в том, что я ходила на протезе. А в городе в то время дороги были очень плохие. Ну как мне участок обслуживать? Главврач порекомендовал пройти переобучение. Больнице требовались узкие специалисты, и я стала окулистом. Вот такой он был мудрый и практичный человек. И хирург грамотный.

 

СПАСИБО, ДОКТОР!

Опыт работы в военном госпитале помог Фёдору Тихоновичу успешно проводить операции различной сложности и профиля, вплоть до гинекологических.

— Уже когда отца не было в живых, одна из его пациенток ежегодно 27 марта, в день рождения своих дочерей-близняшек, которым он помог появиться на свет, звонила нам со словами благодарности, — рассказывает Александр.

Свою признательность благодарные пациенты выражали не только устно, но и через СМИ. Я нашла в интернете обзор писем под заголовком «Не место красит человека», опубликованный в областной газете «Красное знамя» от 29 ноября 1963 года. Там была рассказана история семьи Липовцевых из села Сергеево.

«У них заболел сын Серёжа, — пишет журналист Вл. Зуев. — Диагноз: перитонит на почве гнойного аппендицита. В своей больнице получить помощь не удалось, требовалась операция. Врачи не скрывали, что положение мальчика безнадёжно. Хирурга Пышкино-Троицкой больницы, куда доставили Серёжу, не оказалось на месте. На машине скорой помощи мальчика увезли в Асино. В 11 часов вечера его положили на операционный стол. Хирург Фёдор Тихонович Ивасенко начал очередную битву со смертью. Эта битва продолжалась и после операции. Пять суток Серёжа находился на той тончайшей нейтральной черте, что отделяет жизнь от смерти. И все пять суток у его постели дежурили врачи, сёстры, няни. Были испробованы все средства. Смерть не отступала. Потребовалось срочное вливание крови. После этого здоровье мальчика пошло на поправку. Сейчас Серёжа возвратился в свой шестой класс. Родители выносят большую благодарность трудолюбивому коллективу больницы, а особенно хирургу Ф.Ивасенко...»

Ивасенко был хорошим диагностом, притом что тогда в «арсенале» врачей были только знания, глаза и руки. Уже будучи пенсионером, радовался за молодых коллег, которым помогали в работе современные методы диагностики. 

Фёдор Тихонович понимал, как нуждается асиновское здравоохранение в квалифицированных кадрах. Когда в 1966 году в Асине открылся филиал Томского медицинского училища, и он, и его жена Валентина Афанасьевна были в числе преподавателей. Обучение проходило не только в учебных классах, но и непосредственно у постели больного, в перевязочной, в роддоме. Многие прошедшие эту школу медсёстры впоследствии стали прекрасными специалистами и работали в районной больнице долгие годы, а для кого-то это стало стимулом продолжить обучение в мединституте.

 

СУРОВЫЙ, НО ЛЮБЯЩИЙ ПАПА

Прошедший испытания детством без родителей и двумя войнами, Фёдор Ивасенко имел сильный характер, был требователен к окружающим, в том числе и к своим детям.

— Просто он хотел для нас всего только самого лучшего, пусть иногда методы его воспитания были по-военному строгими, — рассказывает Нина Фёдоровна. — Не терпел безделья, всегда старался привлекать меня к выполнению обязанностей по хозяйству. Образование всегда держал на контроле: в пять лет «под ремнём» началось моё обучение игре на фортепиано, в 8 лет — занятия лыжным спортом, настольным теннисом, баскетболом. Он хотел, чтобы я во всём была в числе лучших. Когда стала взрослой, оценила его методы. Только благодаря отцу я в последующем могла спокойно справляться с жизненными трудностями. Знаю, что папа любил меня и гордился мной, хотя сама никогда не слышала от него таких слов. Его нет рядом уже 20 лет, а я до сих пор стараюсь жить так, чтобы мне не было перед ним стыдно.

В конце шестидесятых Фёдор Тихонович сменил место работы: ушёл сначала в интернат, потом в колонию, откуда вышел на заслуженный отдых. Параллельно работал в составе ВТЭК. В 2000 году Фёдора Тихоновича Ивасенко не стало. По просьбе отца дети похоронили его в селе Ягодном. Ему очень понравились эти места, где он часто бывал при жизни. Там же покоится и супруга, пережившая его на 11 лет.

Елена СОНИНА.

 

106103

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы