Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 04.04 | 84.38 | 0.17 |
▼ | EUR | 04.04 | 93.16 | 1.96 |
Комбинаты бытового обслуживания служили людям верой и правдой вплоть до самого распада СССР. О бытовых потребностях граждан тогда заботились не меньше, чем о культурных, тем более, что полки магазинов не ломились от качественной одежды, обуви и товаров массового потребления. Тут и выручали КБО, по мере сил удовлетворяя желание соотечественников модно одеваться, стильно подстригаться, пользоваться химчисткой, иметь возможность ремонтировать бытовую технику и телевизоры. Перед Днём работников бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства, который отмечается в третье воскресенье марта, мы встретились с известной в Асине закройщицей Тамарой Алексеевной Шлейниковой, начавшей свою профессиональную карьеру 46 лет назад в Асиновском КБО.
Из школы – сразу в профессию
По окончании восьми классов, желая поскорее начать самостоятельную жизнь, Тамара поехала в Томск, где за год выучилась на швею и совсем ещё девчонкой в 1976 году устроилась мастером в швейную мастерскую №1 Асиновского КБО, что располагалась в районе вокзала. Руководила мастерской Анна Ивановна Куклина. Под её началом работали четыре бригады: две специализировались на пошиве лёгкого платья, другие изготавливали мужскую и женскую верхнюю одежду. Всего трудились около 50 человек. Именно по настоянию Анны Ивановны в 1979 году отправилась юная Тамара учиться в Томск на закройщика.
– Наука оказалась сложная, давалась очень нелегко,– вспоминает Тамара Алексеевна, сумевшая своим упорством получить удостоверение закройщика лёгкого платья и, вернувшись в Асино, встать во главе бригады.
От закройщика очень многое зависит. Он принимает заказы, снимает мерки, готовит лекала и кроит. Если вещь скроена правильно, она обязательно по фигуре сядет, если нет, то хоть сто раз её перешивай, ничего хорошего не получится.
– Заказов было настолько много, что ткани, лежавшие на свету, успевали выгорать, – продолжает Тамара Алексеевна. – Больше всего их поступало из деревень. В советские годы в каждом селе, посёлке были открыты приёмные пункты КБО, куда люди сдавали вещи в химчистку, делали заказы на пошив или ремонт одежды, отдавали обувь, часы, бытовую технику в починку. Иногда я ездила принимать заказы в деревни сама, но чаще замеры делал приёмщик, а я потом по ним кроила.
Лучшая в своём деле
По словам Тамары Алексеевны, тогда выбор тканей был совсем небольшой, в основном для изготовления одежды использовались кримплен, трикотин и шерсть с лавсаном. Кримплен стоил очень дорого – 41 рубль за метр, и позволить его себе могли немногие. Кто-то придумывал фасон сам, а кто-то вырезал картинки понравившихся нарядов из журналов «Работница», «Крестьянка», «Рижские моды», «Моды сезона» или первого советского глянца «Burda Moden».
– Хорошо, если заказчик знал, чего он хочет, но в большинстве случаев приходилось разрабатывать фасон вместе с ним. Так что создание каждой вещи было своего рода совместным творчеством, – говорит Тамара Алексеевна. – Шили и для себя. Не помню уже, какой праздник был, но, чтобы встретить его при полном параде, я рано утром раскроила всей бригаде по платью. В тот же день мы пошли в обновках гулять. А вообще-то на себя времени практически не оставалось, корпели день и ночь над заказами.
В советские годы Шлейникова регулярно участвовала в конкурсах профессионального мастерства. Грамота, которую вручали лучшим по профессии, тогда была не бумажкой, а знаком признания, уважения. Тамаре Алексеевне её вручали неоднократно, в том числе за лучшее платье, сшитое на нестандартную фигуру. Моделью закройщицы много лет была её коллега Зинаида Михайловна Шалагина, которая с большим удовольствием щеголяла в эксклюзивных нарядах от Шлейниковой. Предпочитали именно этого мастера и многие асиновские модницы.
Трудились в любых условиях
В начале девяностых Асиновский КБО распался. От бывшего руководства поступали предложения создать вместо него кооператив, но швеи не захотели быть наёмными работниками. В итоге в 1992 году родилось товарищество с ограниченной ответственностью «Силуэт», в котором было аж 15 учредителей. Позднее оно реорганизовалось в ООО «Силуэт», где количество учредителей сократилось до 9.
– Все в те годы жили плохо, и нам тоже приходилось выкручиваться, – вспоминает моя героиня. – Скинувшись, у кого сколько было, где-то урвали дешёвенький материал, и днями напролёт я кроила, а бригада шила халаты, ночнушки, рабочую одежду, постельное бельё – словом, всё, что пропало с полок магазинов. А потом с огромными китайскими сумками ходили по городским предприятиям, предлагая товар. Плодотворными стали двухтысячные. Тогда индивидуальный пошив вновь стал востребованным. Очень часто обращались к нам работники культуры, для коллективов которых мы шили концертные костюмы. Среди них были такие известные ансамбли, как «Щедрый вечер», «Доля», «Фантазёры»...
Кроить не перекроить
Пять лет назад из-за внутреннего разлада ООО распалось на несколько ИП. ИП «Меренкова», где временами трудится Тамара Алексеевна, оставило за собой название «Силуэт». Почему временами? Дело в том, что она вышла на пенсию, но профессия закройщика стала настолько дефицитной, что ей никак не могут найти замену. Пыталась передавать свой опыт молодёжи, но увы, девушки, столкнувшись с первыми трудностями, это дело бросали.
– Многое зависит не от учителя, а от самого ученика. У него должно быть желание научиться, понять суть ремесла, но молодёжь сейчас хочет всего и сразу. Ещё современные девочки понимают, что портняжной профессией миллионы не заработаешь. Есть даже такая поговорка: швея не будет богатой, а только горбатой, – объясняет горькую истину моя собеседница, хотя и считает, что хорошая закройщица без куска хлеба никогда не останется.
Представители профессии закройщика действительно стали редки в наше время. На таких специалистов наблюдается высокий спрос, ведь услуги ателье, пошивочных цехов остаются весьма востребованными. К примеру, в нашем городе шесть ИП занимаются производством одежды и пошивом штор, а ещё есть отдельные мастерицы, осуществляющие пошив и ремонт одежды на дому. И всем есть чем заняться. К примеру, «Силуэт» сейчас работает над костюмами для хора ветеранов, впереди – выполнение заказа от Ново-Кусковского ДК и много ещё чего. Так что не скоро Тамара Алексеевна окунётся в спокойную и размеренную жизнь пенсионерки. Кроить ей ещё не перекроить...
Екатерина Корзик
Оставить сообщение: