Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 12.04 | 85.02 | 1.07 |
▲ | EUR | 12.04 | 94.6 | 0.49 |
В «ОГОНЬКЕ» НЕ СКУЧАЛИ
Первый пионерский лагерь в Асиновском районе был построен на живописном берегу озера Киргисак в начале 60-х годов по инициативе и на средства Асиновского ЛПК. Его назвали «Огонёк» и присвоили имя Героя Советского Союза Сергея Тюленина. Лагерь включал в себя пять деревянных построек: столовую, «красный уголок» и три жилых корпуса, в двух из которых жили дети и вожатые, в третьем — медики, воспитатели и другой персонал. В 1965 году директором «Огонька» была в то время молодой педагог Валентина Алина, которая до сих пор хранит раритетные фотографии того периода.
— Вот наши дети в день Нептуна, а здесь запечатлена их встреча с доярками, — говорит Валентина Васильевна, бережно доставая снимки из альбома. — Сейчас нашим воспитанникам как минимум за пятьдесят, а для меня они навсегда останутся детьми, как и для моих коллег. В «Огоньке» мне посчастливилось работать в одной команде с воспитателями Виталием и Галиной Скопинцевыми, Людмилой Поповой, старшей вожатой Анной Рябцевич, вожатыми Евгенией Васильевой и Натальей Минаковой, врачами Владимиром Пугаченко, Валерием Гребёнкиным и Анатолием Поповым.
Скучать детям в пионерском лагере, по словам Валентины Васильевны, не приходилось благодаря насыщенному распорядку дня. В 7-30 — подъём, потом зарядка, утренняя линейка, во время которой обязательно поднимали флаг (только лучшим доверяли эту важную миссию), в 8-30 — завтрак. До обеда октябрятские и пионерские отряды успевали искупаться, убрать прилагерную территорию и подготовить свои программы к вечерним конкурсам и концертам. После полдника проходили общелагерные и отрядные мероприятия, а также занятия в кружках и спортивных секциях. Ужин — в 19-00, затем вечерняя линейка и спуск флага, а в 22 часа уставшие за день ребята отправлялись спать.
В 1968 году директор Асиновской школы-интерната Григорий Иванович Педураров предложил сформировать в «Огоньке» отряд из своих воспитанников. Руководство ЛПК поддержало эту идею и выделило интернату 50 путёвок. Роль воспитателя отряда взяла на себя завуч интерната, ныне ветеран педагогического труда Надежда Соловей. Мы съездили с ней на то место, где раньше находился «Огонёк», однако, кроме зарослей травы, ничего не увидели.
— А ведь полвека назад здесь бурлила жизнь, — обвела рукой большую поляну Надежда Фёдоровна. — В лагере отдыхали по 200 человек. Недалеко от «Огонька» находился огород, за которым мы, педагоги, ухаживали вместе с детьми. В лесу собирали грибы и ягоды, в Киргисаке ловили рыбу.
Однако лагерю не дано было существовать долго: его пришлось закрыть из-за загрязнения озера, ставшего эпидемиологической угрозой для людей.
С КИРГИСАКА — НА ЯЮ
ЛПК не оставил детей своих работников без летнего лагеря: в 1974 году в районе Воронино-Яи силами предприятия был развёрнут палаточный лагерь под названием «Салют-3», названный так в честь советского спутника, выведенного на орбиту в том же году. Цифра 3 на вывеске потом отвалилась, поэтому лагерь стали называть просто «Салютом». Через год на этом месте были построены три жилых корпуса барачного типа, столовая и установлены два вагончика, в одном из которых разместился медпункт, в другом — кабинет директора. В лагере отдыхали до 230 детей. Купались в Яе.
Татьяна Качур (Лисица) имеет богатый педагогический опыт. В «Салют» она приехала на практику от пединститута в качестве вожатой.
— Помню названия отрядов: «Неунывайка», «Дружба», «Почемучка», «Колобок», «Малыши», — говорит Татьяна Михайловна. — Мы постоянно придумывали для ребятишек какие-нибудь интересные задания на сплочённость и смекалку. Однажды нарядили дерево конфетами, пряниками и печеньем. На линейке объявили, что отряд, который найдёт это дерево с помощью подсказок, знаков и стрелок, получит все сладости. Вы не представляете, какая была конкуренция!
Интересный факт: ещё одной вожатой в «Салюте» была Катя Шишкина — жизнерадостная и очень активная студентка. Спустя много лет она возглавила школу №4. Наверное, читатель догадался, что речь идёт об Екатерине Александровне Петракевич. Плеяду этих замечательных педагогов дополняла и уже упомянутая В.В.Алина, возглавлявшая «Салют» четыре сезона и ещё четыре — лагерь «Колосок», о котором речь пойдёт ниже.
— Лагерь по тем временам считался продвинутым, особенно в плане питания, — улыбается Валентина Васильевна. — В нашей столовой всегда были паштеты, тушёнка и другие дефицитные продукты. Вы знаете современные лагеря, где кормят родителей, которые приехали навестить детей? А мы кормили совершенно бесплатно. Всем необходимым нас без-отказно обеспечивал ЛПК.
«Салют» был настолько популярным, что «неэлпэковским» детям туда было трудно попасть, разве только «по блату». Часть путёвок лесопромышленники по-прежнему отдавали воспитанникам школы-интерната, которые порой создавали проблемы вожатым и воспитателям, не желая соблюдать установленные правила. К примеру, однажды из лагеря пропала целая группа интернатовских детей. Их отыскали в селе Первомайском.
«КОЛОСОК» СОБИРАЛ СЕЛЬСКИХ ДЕТЕЙ
Параллельно с «Салютом» в Асиновском районе функционировал ещё один лагерь, «Колосок», открывший свои двери в конце 60-х. Он принадлежал профсоюзу работников сельского хозяйства и располагался на ягодненском берегу реки Яя, представляя собой три жилых корпуса, столовую, медпункт и даже баню и стадион с футбольным полем и волейбольной площадкой.
— Там отдыхали в основном дети из сельской местности, — вспоминает Владимир Андрианович Власов, начальник лагеря в период с 1978 по 1981 годы. — За сезон у нас бывало больше двухсот ребят. В комнате жили по четыре человека, а когда койко-мест не хватало, некоторых ребят приходилось размещать в коридоре. Никто не жаловался: пионерская дружба сглаживала все бытовые проблемы. Вечерами разводили костры, пели под гитару и баян песни: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Орлята учатся летать», «Вместе весело шагать», «Пусть всегда будет солнце», «Пионерский лагерь»…
Слова из песни «Пионерский лагерь» точно передавали атмосферу, в которой жили дети: «Здравствуй, речка, здравствуй, лес, мы попали в край чудес. Здравствуй, лагерь пионерский, хорошо живётся здесь». Интересную, насыщенную разными мероприятиями программу придумывали для них молодые и энергичные педагоги. В разное время вожатыми в «Колоске» работали Людмила Иванцова, Светлана Кузьмичёва, Марина Сусоева, Анна Курбатова, Людмила Пищулина, Татьяна Лисица, Татьяна Силенко, Татьяна Лейвак, инструкторами по плаванию — Алексей Кондратенко, Валерий Поздняков. За здоровьем неугомонной ребятни следили медработники Надежда Кокорина, Галина Васильева, Наталья Буевич. После В.А.Власова несколько лет лагерем руководил Анатолий Михайлович Пищулин, который запомнился его коллегам не только как хороший хозяйственник, но и как массовик-затейник.
Часть путёвок профсоюз работников сельского хозяйства выделял для ДЮСШ, которая формировала собственный спортивный отряд со своими тренерами и вожатыми, среди которых были Николай Скопинцев, Вера Злобина, Анна Васильева, Светлана Менькова и Владимир Емельянов.
ОСТАЛИСЬ ЛИШЬ ВОСПОМИНАНИЯ
Примечательно, что в 70-е годы между «Салютом» и «Огоньком» установились тесные дружеские контакты, сохранившиеся до конца существования этих лагерей. Устраивались совместные спортивные и творческие соревнования, состязания по ловле рыбы, обмен концертами и т.д.
Начавшаяся в конце 80-х перестройка погубила сельское хозяйство и ЛПК, поставив тем самым жирный крест на будущем пионерских лагерей. Да и сама Всесоюзная пионерская организация перестала существовать. Сейчас на месте, где находился «Салют», можно лицезреть остатки сгнившего забора и валяющиеся на земле трухлявые двери и доски. От «Колоска» вообще ничего не осталось. Там, где когда-то лился детский смех, теперь летний загон для скота… Мало кто из нынешних школьников вообще знает, что когда-то их бабушки и дедушки проводили летние каникулы не на берегу моря, а на родной Яе. И только старые фотографии и память бывших вожатых, воспитателей, руководителей пионерских лагерей хранят незабываемые моменты жизни дружной лагерной семьи. Во время моего общения с героями материала произошёл такой диалог. «Верни нам сейчас «Колосок» и «Салют», поехали бы вы туда работать?» — спросила Татьяна Качур Валентину Алину. Та, не колеблясь, ответила: «Да легко!»
Алексей Шитик.
(Автор благодарит за помощь в подготовке материала В.В.Алину, Т.М.Качур, В.А.Власова, Н.И.Скопинцева, Н.Ф.Соловей, А.А.Ткачук).
Бывшие воспитанники пионерских лагерей вспоминают, как они проводили там летние каникулы
Ирина ШАТОХИНА, педагог дополнительного образования:
— В 1973 году я была в «Колоске», но воспоминаний не осталось: я тогда только первый класс окончила. Зато хорошо помню, как с 1976 по 1980 годы, целых пять сезонов, отдыхала в «Салюте» по путёвкам от ЛПК, где трудилась мама. В лагерь очень любила ездить. У нас был полный двор скотины, и мне так не хотелось пасти телёнка, встречать корову, рвать траву кроликам, работать в огороде... А лагерь — это же свобода и море развлечений. Поэтому путёвки туда стали для меня стимулом хорошо заканчивать учебный год.
Распорядок дня был насыщенным: утром — подъём и умывание, затем линейка, завтрак, трудовая минутка, потом начинали готовить творческие номера или рисовали. После обеда и сон-часа — просмотр кино или участие в концерте. Вечером строились на линейку, после которой опять было какое-нибудь мероприятие, и отбой. Ночью начиналось всё самое интересное. Играли в карты, рассказывали страшилки, бегали в соседний отряд и пугали ребят привидениями, мазали спящих зубной пастой, «хорьковали» в соседних огородах. А когда стала старше, сбегала по ночам с подружками на дискотеки, которые устраивались на северской базе отдыха.
Ещё мне нравились соревнования между отрядами. Я очень любила конкурсы, в которых присутствовал дух соперничества, концерты. Помню, как искали клады, собирали лекарственные травы — ромашку и подорожник. Нравилось дежурить в столовой: до сих пор в памяти эти манящие запахи кухни. Питание было хорошее: котлеты, картошка, салаты, выпечка и настоящая детская радость — сгущёнка. В лагере с лёгкостью сходилась с ребятами, никогда не скучала по дому, в отличие от других. Мне нравилась самостоятельность, в которую я погружалась вне дома. Сейчас, кстати, еду в лагерь вожатой и обязательно учту опыт своего детского пребывания в «Салюте».
Людмила ШЕВЧЕНКО, ветеран профтехобразования:
— После 4 класса я провела два сезона в лагере, который располагался на озере Киргисак. Обстановка была, конечно, бедная: дощатые корпуса и столовая, стены выкрашены зелёной краской, вместо душа — бочка с водой, умывальники — на улице. Но тогда нам казалось, что это самое лучшее место для отдыха.
Нашими воспитателями были старшеклассники, которые придумывали очень интересные развлечения. Устраивали дни неожиданностей, походы, во время которых жгли костры, сами варили кашу и удили рыбу. Шашлыков тогда не было, поэтому жарили рыбу и сало. Помню походную песню: «С водопада падали, сидели на мели, а сколько мы товарищей хороших завели». Любила с друзьями играть в войнушку, хотя этот вид развлечений руководство не приветствовало, потому что в шестидесятые годы ещё были свежи в памяти события Великой Отечественной войны. Перевоплощались в индейцев: обвешивались листьями лопуха, сооружали лук и стрелы, брали в плен противников, понарошку пытали. Купались в озере. Место купания было огорожено рыболовными сетями, а с берега со свистком во рту и в белой фуражке за нами наблюдал кто-нибудь из взрослых.
Любили дурачиться: мазали друг друга по ночам пастой, пришивали к матрасу простыни, подсыпали в компот соль. За шкодничество нас лишали любимого всеми компота и назначали дополнительное дежурство по корпусу, поэтому мы не сознавались в проступках. Однако находились ябеды.
Кормили просто, но каждый выходной обязательно давали компот из банок и маленький пластик шоколада. Объедались, когда приезжали родители, которые привозили плитки шоколада, печенье, пряники, яблоки. Угощения старались поделить на всех.
У каждого отряда были свои песня и речёвка. В нашем пионерском детстве вообще было много песен. О подъёме и отбое, например, оповещали горнист и барабанщик: «Вставай, вставай, штанишки надевай!» и «Спать, спать по палатам пионерам и вожатым!». По дороге в столовую мы пели: «Наши бедные желудки-лудки-лудки-лудки были вечно голодны-ны-ны, и считали мы минутки-нутки-нутки-нутки до обеденной поры-ры-ры».
Ирина САФРОНОВА (ЕВДОКИМОВА), предприниматель:
— С первого класса я всегда проводила всё лето в лагере «Салют-3». Моя мама работала воспитателем в интернате, а на лето с ребятами уезжала в лагерь и брала меня с собой, потому что оставить было не с кем, да и в лагере было куда интереснее, чем в городе. Наш лагерь располагался в живописном месте на берегу Яи. Там было так здорово! Каждый день — какое-нибудь мероприятие. Все отряды, а их было пять по 30 человек в каждом, готовились, придумывали сценки, разучивали песни, рисовали плакаты. К интернатовским детям относились дружелюбно, мы с ними дружили. Кроме них, в лагере отдыхали ученики разных городских школ.
До сих пор помню грандиозные праздники в честь открытия и закрытия сезонов с огромными пионерскими кострами и обязательным угощением шоколадками, ежедневные линейки, утренние зарядки, вечерние дискотеки. Нашими вожатыми были практикантки из педагогического института. Мы искали с ними клады, спрятанные в лесу, собирали землянику. У меня сохранилось много фотографий, по которым можно отследить историю лагеря. Особенно запомнился мне праздник Нептуна. На самодельном корабле наш Нептун плыл по Яе. Его встречали, потом состоялся концерт. На празднике мира мы выпускали в небо настоящих голубей. Это тоже запечатлено на фото.
Так как лагерь курировал ЛПК, то многие педагоги были из школы №3. Директорами «Салюта-3» работали учитель русского языка и литературы Лидия Осиповна Красовская, учитель математики Юлия Алексеевна Рябец. Лагерь также возглавляли Людмила Васильевна Горбылева, Александр Михайлович Нерушев. Музыкальным руководителем несколько лет был Михаил Иванович Рябцевич. Совсем молодой пришла работать старшей вожатой Екатерина Александровна Петракевич. В «Салюте» мне довелось провести восемь незабываемых летних каникул. Очень было жаль, когда наш лагерь закрыли. Я с ностальгией вспоминаю те времена. Было бы замечательно, если бы в нашем районе вновь возродились загородные летние лагеря.
Оставить сообщение: