Валюта Дата знач. изм.
USD 15.04 84 0
EUR 15.04 96.22 0

Жизнь научила доброте и мудрости

12:30 23.01.2014
Жизнь научила доброте и мудрости

У тихомировского старожила всюду порядок, даже не подумаешь, что один живёт и со всем справляется сам. И дровишки сложены полено к полену, и возле дома огромная площадка от снега очищена, и в доме прибрано. Меня встретил как родную. Правду говорят про Баранова, что человек он сердечный и открытый. Может быть, эти качества — родом из детства. Именно тогда он понял, как важно с добром относиться к людям, ведь выжил-то благодаря их помощи.

Родился мой герой в 1929 году в деревне Берёзовка Асиновского района. Семья, в которой, кроме него, было ещё двое детей, слыла крепкой, трудолюбивой. Вот только такое благополучие длилось недолго: когда Мише исполнилось пять лет, мать захворала и вскоре умерла. Отец работал с рассвета до темна в колхозе, поэтому всё домашнее хозяйство легло на плечи старших мальчишек: и воду носили, и со скотиной управлялись, и за маленькой сестрёнкой присматривали. А тут — новая беда: отца объявили врагом народа и арестовали. Дети остались одни.

— Поначалу мы с братом и сестрой как могли сами выживали, а потом стали ходить по людям, — вспоминает Михаил Михайлович. — Спасибо соседям, не дали с голоду помереть: кто молока даст, кто краюшку хлеба. Жалели нас.

Если совсем туго приходилось, братья рвали лебеду и крапиву и как умели варили из травы похлёбку. А уж если в руки попадал кусочек хлеба, который давали односельчане, то делили на троих поровну, отдавая вкусный мякиш сестрёнке.

Когда домой вернулся отец, дети обрадовались: теперь заживут они хорошо. Но жестокая судьба была неумолима: началась война, отца забрали на фронт, и ребятишки вновь остались один на один с голодом и холодом. Все четыре военных года они стойко переносили лишения и старались во что бы то ни стало выжить. Братья пошли работать в колхоз: возили на быках сено, помогали на полях, получая за свой труд небольшой паёк.

— Когда узнали про победу, столько радости было! Обнимались, целовались, всей деревней праздновали, — рассказывает Михаил Михайлович. — А мы только одного ждали, чтобы отец домой вернулся живой.

И он вернулся. Начал снова работать, дом обустраивать, жизнь налаживать. Тяжело было справляться со всем одному, поэтому вскоре мужчина женился. Дети, соскучившиеся по женской ласке и заботе, сразу стали называть мачеху мамой, отдавая ей свою нерастраченную детскую любовь. Та, в свою очередь, старалась создавать уют и покой.

— Я очень ей благодарен, — говорит пожилой мужчина. — Папка недолго с ней прожил. Из-за ранений он умер в 1949 году, но мама нас не бросила. До самой смерти с нами была. Успела ещё всех переженить и внуков дождаться.

 

Самостоятельная семейная жизнь Михаила Михайловича началась рано. Влюбился с первого взгляда и на всю жизнь. Ему тогда было всего-то 18 лет, а невесте и того меньше.

— Как сейчас помню, поехали мы с Валюшей в Победу: тогда там расписывали. Радостные! Думали, что сразу мужем и женой объявят, а нам от ворот поворот. Женщина, что в сельсовете работала, отчитала нас как первоклассников, — от этих юношеских воспоминаний у Михаила Михайловича появилась на лице улыбка. — Говорит: «Ты что, хочешь, чтоб тебя посадили, ведь невеста несовершеннолетняя. Вот будет ей восемнадцать, тогда и приходите». Делать нечего — поехали назад,.. — голос моего собеседника дрогнул. — Знаешь, как мы тогда с Валей плакали! Обнялись и рыдали оба. Ведь мне надо было в армию собираться на целых четыре года, а она уже беременная была. Так мы тогда и не расписались с ней.

Первые шесть месяцев службы Михаил пробыл во Владивостоке, а затем более трёх лет охранял советскую границу. За весь срок службы в отпуск домой ни разу не удалось съездить. О рождении своей дочурки узнал из писем Валентины. Она все четыре года верно ждала своего любимого и считала дни до его возвращения.

После демобилизации Михаил вернулся в родную деревню, а в 1960 году переехал с семьёй в Тихомировку. Валентина родила ему шестерых детей. Поначалу поселились в небольшом домике, где едва всем места хватало, затем присмотрели дом побольше, в котором и сейчас живёт Михаил Михайлович.

— Всё здесь своими руками сделано, — не без гордости говорит он. — Листвянку положил под окна, двор заново сладил, стайки, баню.

И откуда только силы брались, чтобы после работы строительством заниматься!? Насколько тяжёлым был труд в колхозе, знает только тот, кто его испытал. А Михаил Михайлович никогда вполсилы не работал. Был скотником, и фуражиром, и кочегаром, и всегда начальство на него нахвалиться не могло. Жена Валентина всю жизнь была передовой дояркой. С утра до позднего вечера на ферме пропадала. Дети, когда подросли, стали по хозяйству помогать. В стайках у Барановых были гуси, утки, куры, свиньи, овцы, корова-кормилица. Односельчане вспоминают, что, бывало, выпустят Барановы гусей возле дома пастись, и кажется, что снег среди лета выпал, — бело становилось. Но особой страстью и любовью хозяина были лошади.

— Я всегда по соседству с Барановыми жила, — рассказала Тамара Николаевна Фролова, которая заглянула попроведать Михаила Михайловича во время моего визита. — По большим праздникам он своих коней намоет, гривы и хвосты расчешет — загляденье. Запряжёт в тройку и свою Валентину по деревне катает. Сбруя наборная, кошева расписная, телега ладная — ни у кого такой в деревне не было!

— И правда, — подтвердил хозяин. — Даже сейчас во дворе всё прибранное и смазанное лежит, может, кому пригодится.

Когда Михаил Михайлович начинает вспоминать о прежней жизни Тихомировки, кажется, что и сам становится на несколько лет моложе.

— Мы очень дружно жили, весело. Деревня большая была, молодёжи много. Помогали друг другу, как одна семья. Бывало, встану в четыре утра, еду помогать косить соседям, потом другим, а затем уже себе. Все праздники гуляли вместе, и на работу шли вместе, и детей растили.

По словам коренных тихомировцев, двери в дом Барановых для всех были открыты. Михаил и Валентина слыли людьми приветливыми, госте-приимными. А уж деревенская ребятня к ним как к себе домой ходила. Хозяйка всегда знала: пирогов готовить много надо — не только для своих домочадцев. Обязательно кто-нибудь в гости зайдёт. На деревенские посиделки тоже у Барановых собирались. Всем здесь места хватало. А уж если у кого беда, то Барановы всегда первые на помощь придут.

— Как-то зимой дело было, — вспоминает Тамара Николаевна. — Я сильно заболела, а в больницу надо в Асино ехать. Так дядя Миша ночью лошадей запряг, меня в тулуп завернул и повёз. Можно сказать, что спас меня. Ещё сутки, и не встала бы.

 

Сейчас в большом доме Михаила Михайловича Баранова тихо и пусто. Дети давно выросли, выучились и разъехались. А 13 лет назад не стало и любимой жены Валентины, с которой они жили душа в душу. Теперь она, совсем молодая, смотрит на опустевший дом со старых фотографий в деревянных рамках. Оставшись один, Михаил Михайлович не опустил руки, не пал духом.

— Скоро надо к весне готовиться, огород сажать, — по-хозяйски планирует он. — Да и дома я не сижу, с людьми общаюсь. Дети меня не забывают, звонят, о здоровье справляются, дочка из Асино приезжает часто. Вот и с Новым годом все поздравили. Обещали, что на юбилей обязательно вместе соберутся. У меня одиннадцать внуков и уже пятеро правнуков! То-то праздник для меня будет!

Меня Михаил Михайлович тоже пригласил к себе на день рождения, а напоследок сказал мудрые, проверенные его жизненным опытом слова:

— Жить надо по совести, людей любить, никому зла не делать, тогда и тебя люди добром и уважением отблагодарят.

Валентина Субботина.

 

Такими были супруги Барановы в молодости.

124177

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
ВсеФотогалерея
Полезные ресурсы