Валюта Дата знач. изм.
USD 10.04 85.46 0.73
EUR 10.04 93.78 0.99

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВО ВНУКАХ И ПРАВНУКАХ

20:58 10.05.2018
ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВО ВНУКАХ И ПРАВНУКАХ

История нашей семьи началась с истории двух героев: моих папы и мамы. На их долю выпало нелёгкое военное прошлое, послевоенные трудности, но они преодолели все жизненные испытания. Мои родители оставили о себе добрую память, о них до сих пор с теплотой и уважением вспоминают люди. Для нас, потомков Леонида Дмитриевича и Нины Александровны Тихоновых, они были и остаются образцом человеческой порядочности, родительской и супружеской любви.

 

Моему папе не было восемнадцати, когда он вместе с парнями чуть старше него ушёл воевать, точнее, сбежал из училища младших офицеров г. Улан-Удэ. Сели «зайцами» в первый попавшийся военный эшелон, следовавший в направлении Третьего Белорусского фронта, долго ехали в солдатских теплушках. В Казани папа попал в школу сержантов. Ему не терпелось бить фашистов, и когда командир перед строем спросил: «Кто желает стать разведчиком?», он одним из первых сделал шаг вперёд. Так попал в полковую разведку. Потом вплоть до окончания войны Леонид Тихонов со своими боевыми товарищами десятки раз бывал в тылу врага, захватывая «языков» и добывая сведения о дислокации войск и технических баз фашистов.

Одна из таких вылазок чуть не стоила им жизни. Разведчики должны были вернуться по истечении пары суток, отведённых на выполнение боевой задачи. «Срисовав» все вражеские объекты и расположение войск, разведгруппа стала пробираться назад, но оказалась в западне. Более семи суток отряд пытался прорваться через вражеские кордоны. Плутая по территории, занятой противником, разведчики потеряли всякие ориентиры, не зная, где искать своих. Помогло то, что наши начали мощную артподготовку перед наступлением, тем самым подсказав место своего расположения. Когда разведчики, выбиваясь из последних сил, добрались до своих, выяснилось, что… их уже никто не ждёт. По истечении двух суток, отведённых на выполнение задания, в штабе подождали ещё немного и сделали вывод, что разведчики обнаружены неприятелем и погибли. На всех солдат отправили домой похоронки. Вот так они родились заново.

 

Ещё множество дерзких вылазок во вражеский тыл было у старшего сержанта полковой разведки Леонида Тихонова. Не всякая заканчивалась удачно. Приходилось сталкиваться с врагом чуть ли не лоб в лоб, в результате чего заполучил в общей сложности три ранения, если не считать начисто выбитых верхних зубов. Получилось это так: немецкий снайпер выстрелил в него, но промазал, и пуля угодила в приклад автомата, который разнесло в щепки. Самая увесистая из них и «почистила зубы» бойцу.

Боевой путь Леонида Тихонова отмечен многими наградами: орденами Красной Звезды, Славы 3-й степени, Отечественной войны 2-й степени, медалями «За взятие Кёнигсберга», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», благодарностями Верховного главнокомандующего И.В.Сталина и другими. Всего их девятнадцать. Это бесценные реликвии нашей семьи. Есть ещё одна — бинокль, принадлежавший немецкому снайперу. Разведчик Тихонов, выслеживая его, километра полтора по оврагам и болотам на животе прополз. Когда застреленный немец рухнул с дерева, где прятался, поджидая очередную жертву, на шее у него висел бинокль, который и стал военным трофеем моего папы.

Свой фронтовой путь, начатый в 1942 году, отец закончил в 1945-м где-то на окраине Берлина. Участвовал в освобождении Белоруссии, в боях в Восточной Пруссии. По польской земле фашистов гнал, спасая мирных жителей. Помню, как он рассказывал: «Немцы, отступая, особенно зверствовали. Жители это знали и в любую нору забивались, чтобы спрятаться. И всё-таки человек тридцать поляков фрицы буквально из земли выковыряли и на расстрел погнали. Об этом нам сообщил старичок-поляк, чудом не замеченный фашистами. Мы бросились догонять колонну с обречёнными людьми. Подоспели вовремя и уложили фашистов из ручного пулемёта. Сначала пленники онемели от неожиданного счастья, после бросились обнимать и целовать освободителей, осознав, что на волоске от смерти были».

 

Когда наши войска освобождали деревню Сошица Берёзовского района Брестской области, солдат Тихонов, сам того не зная, побывал в доме своей будущей жены. Он уцелел только потому, что крыша была не соломой, а металлом покрыта, да ещё там располагался немецкий штаб. Хата была пустой: все жители деревни ушли к партизанам и жили в лесу. Боец забежал туда в поисках провизии для голодных, уставших солдат. В дальнем углу печи увидел каравай хлеба, отыскал и кусок сала.

Позже, когда отгремели победные салюты, судьба вновь забросила папу в Брестскую область: он был направлен туда командованием в числе наиболее грамотных солдат для проведения предвыборной агитации. Случилось так, что попал в ту же деревню, в ту же хату. Теперь он уже с хозяевами и с будущей женой познакомился и остался на два года. Приглянулся работящий, энергичный весельчак и новой родне, и председателю колхоза. Не хотели отпускать сибиряка, но отец позвал его домой, и сын вернулся в Забайкалье вместе с красавицей женой. А уже потом Тихоновы всей большой дружной роднёй перебрались в Сибирь. Вместе с моими родителями и сёстрами Тамарой и Таней приехали в Асино дедушка с бабушкой, два дяди с семьями, три тёти — одна из них уже замужняя. Пока каждая семья не обзавелась своим жильём, жили под одной крышей все вместе!

Моя мама не имела боевых наград, но для нас она тоже герой. О войне знала не понаслышке, настрадалась сполна. Фашисты зверствовали в оккупированной Белоруссии. Вешали членов семей партизан, расстреливали и заживо сжигали мирных жителей. Мама со своей старшей сестрой Верой, когда она гостила у нас, вспоминали о тех жутких зрелищах. Их дядю с женой и двумя девочками расстреляли у всех на глазах. Тётю Веру забрали немцы, и родные не знали, что с ней. По окончании войны она вернулась домой. Оказалось, что жила в Германии, работала официанткой в каком-то ресторане. Каким счастьем для неё и всей семьи было то возвращение!

Здесь, в Асине, у Тихоновых родилась третья дочка — я. Мы росли в любви и заботе. Жили скромно, но сытно. Родители держали много скота, папа, заядлый охотник и рыбак, никогда не возвращался домой с пустыми руками. Мама была прекрасной хозяйкой, всё дома успевала. И на производстве себя не жалела. Работала на сплаве леса, пекла хлеб на Асиновском хлебозаводе. Папа — всю жизнь с техникой. Закончил 6-месячные курсы автомехаников в г. Кирове, работал механиком в лесхозе, начальником автоколонны АТП, заведующим автопарком райпо, начальником гаража ЭТУСа. При всей своей занятости родители были очень хлебосольными и с удовольствием встречали гостей. У нас в доме любили бывать наши школьные друзья, многочисленные знакомые родителей. В праздники собиралась вся родня. Старшая сестра Тамара (она стала преподавателем музыки) брала в руки баян, папа — балалайку или гитару. Мама очень красиво пела с белорусским акцентом. Мы с Татьяной подпевали. Наша семья была очень музыкальной. Так отплясывали и пели под домашний оркестр!

Мы все выросли, вышли замуж, в каждой семье родились дети. Как же любили баба Нина и деда Лёня своих внуков! Своей добротой и душевностью они ещё больше сплотили всех нас. Сорок семь лет мама с папой шли по жизни рядом, были опорой и надеждой друг другу. Их супружеское счастье могло бы и дольше продлиться, но мама не перенесла смерти своей старшей дочери и ушла вслед за ней. Вот уже десять лет, как нет с нами папы. Мои родители прошли свой жизненный путь достойно, передав эстафету потомкам. Теперь уже их внуки и пра-внуки стремятся реализовать те жизненные ценности, на которых держалась семья Тихоновых.

Людмила ДОМУХОВСКАЯ.

 

На фото:

Такими были супруги Тихоновы в молодости. Фото сделано в день их бракосочетания. 1947 год.

109681

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы