Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 04.04 | 84.38 | 0.17 |
▼ | EUR | 04.04 | 93.16 | 1.96 |
Жительница нашего города Валентина Колокольникова в письме в редакцию рассказала, что в пятидесятые годы школьницей три лета подрабатывала на стройке, которой руководил мастер участка Василий Семёнович Юринов. Тогда в Асине было построено первое кирпичное здание – горком КПСС (сейчас ДШИ). Свой труд Василий Семёнович вложил и в другие важные объекты, но оказался незаслуженно забыт: его фотографии даже нет на Доске Почёта строителей. Валентина Васильевна выразила надежду, что эта несправедливость будет исправлена. Пусть первым шагом к этому станет наша статья о человеке самой созидательной профессии.
Мастер больших строек
Хоть и называется газетная рубрика «Забытые имена», фамилии большинства героев наших прежних публикаций у людей старшего поколения на слуху. А вот про Юринова на самом деле мало кто помнит. Немного рассказали о нём только два ветерана строительной отрасли – Валентина Стреколовская и Татьяна Кулиева.
– Мне ещё и восемнадцати не было, когда я сбежала из колхоза в город. Зять и старшая сестра трудились в Асине по вербовке, вот они-то и уговорили начальника МДО Валентина Павловича Суринова взять меня на работу, – вспоминает Валентина Ивановна. – Позднее машинно-дорожный отряд был переименован в управление начальника работ (УНР), а ещё спустя годы – в строительное управление (СУ-24). Суринов направил меня к Юринову, который был опытным мастером. В первый же день мне и другим новеньким девчатам по его распоряжению выдали верхонки и лопаты и отправили выгружать гравий с машин. Вечером Юринов нас собрал и попросил ладошки показать. Увидев, что у меня нет ни одного волдыря, руки-то к тяжёлой работе в деревне с детства были привыкшие, сказал: «Вижу, что не белоручка, остаёшься работать у меня».
На следующий день командировал в Ильинку – варить еду мужикам, строившим коровник. Была не только поварихой, а ещё разнорабочей. Нареканий на меня никаких не было, поэтому, когда объект закончили, Василий Семёнович предложил: «Учеником в бригаду штукатуров-маляров пойдёшь?» Набравшись храбрости, я спросила у мастера: «А пока я работаю в ученической бригаде, меня не сократят?» (В начале шестидесятых, шло объединение строительных организаций города и, как следствие, – сокращение). Тот, улыбаясь, обнадёжил: «Тебя не сократим! Учись, дочка, всю жизнь с куском хлеба будешь». И ведь прав оказался Василий Семёнович, по сути выбравший мне тогда профессию. Никогда не жаловалась на зарплату, на пенсию, – говорит за-служенный строитель РСФСР, кавалер орденов Ленина и «Знак Почёта».
Первым большим объектом Стреколовской стал кинотеатр «Восток». Мастером стройки был Василий Юринов. Под его же руководством строилась первая кирпичная двухэтажка на улице Ленина.
– Юринов никогда не ругался, не кричал, говорил с рабочими и бригадирами, которые были намного младше его, спокойно. При этом никто не мог его ослушаться. Потом наши дороги разошлись. Предполагаю, что вскоре В.С. Юринов ушёл на заслуженный отдых, ведь ему к тому времени было уже за шестьдесят, – продолжает Стреколовская. – А мы, работники СУ-24, продолжили строить город дальше: кирпичный завод, первую очередь завода ДВП, четвёртую и первую школы, жилмассивы на «Дружбе» и в ТРЗ...
А вот каким Василий Семёнович запомнился бригадиру штукатуров-маляров Татьяне Владимировне Кулиевой, награждённой орденом «Знак Почёта»:
– Это был немолодой высокий седоволосый мужчина. Всегда находился либо на объекте, либо в рабочем вагончике, где в утренние и вечерние часы проводил планёрки с бригадирами. Вместе с ним я работала на строительстве больницы на ул. Чернышевского. Тогда он был прорабом. Профессионал своего дела и, как мне кажется, довольно образованный человек. Не выпячивался, за наградами не гнался, просто хорошо делал свою работу. Простой советский труженик...
С надеждой найти информацию о жизненном и трудовом пути Василия Семёновича я обратилась в муниципальный архив. Пролистала подшивки газеты «Причулымская правда», датированные 1954-1965 годами, но там упоминались лишь объекты коллективов МДО, УНР, СУ-24. К примеру в 1961 году газета писала: «Для улучшения культурно-бытового обслуживания населения обязуемся сдать в эксплуатацию кинотеатр на 410 мест, детский сад и детские ясли...»
Война для него закончилась с третьим ранением
В период с 1948 по 1964 годы День Победы не был выходным и широко не отмечался. Праздничные мероприятия ограничивались в основном салютами в крупных городах. Обычным рабочим днём был даже первый юбилей Победы в 1955 году. Не было у фронтовиков повода надевать свои награды, им не полагались установленные позже льготы, их не чествовали в трудовых коллективах, поэтому коллеги Василия Семёновича даже не знали, что он был ветераном Великой Отечественной войны.
На сайте «Подвиг народа» я отыскала наградной лист на бывшего помощника командира стрелковой роты 915 стрелкового полка 48 стрелковой дивизии 29 Армии Калининского фронта лейтенанта Василия Семёновича Юринова, представленного к ордену Отечественной войны II степени. В нём говорится, что «17 августа 1941 года Юринов был легко ранен в левое предплечье. 17 января 1942 года легко ранен в голову. Будучи в той же части и должности, в районе города Ржева 25 января 1942 года был тяжело ранен осколком мины в левое предплечье с переломом костей. За участие в войне с немецкими захватчиками, за полученное тяжёлое ранение товарищ Юринов достоин представления к правительственной награде – ордену Отечественной войны II степени». Документ подписан в 1947 году асиновским райвоенкомом капитаном Фроловым. В числе других наград ветерана – Орден Славы III степени и орден Красной Звезды.
Василий Юринов прошёл боевой путь с первого дня войны до 5 июня 1943 года. О последнем бое ему всю жизнь напоминала незаживавшая рана на плече, о которой знали только самые близкие люди.
– Помню, что рана кровоточила у деда до самой его смерти. А вот о его трудовых заслугах, признаться, мне мало что известно. Знаю только, что был очень честным человеком. Даже ржавого гвоздя со стройки домой не унёс, – рассказывает внук Василия Семёновича Андрей Юрьевич Мичурин. – Баба Аня порой его за излишнюю порядочность ругала, особенно весной, когда ветхая крыша их дома начинала давать течь или нужно было забор покрасить. «Хоть бы кусок рубероида или банку краски принёс», – ворчала она на деда. Доживали дед с бабой свой век в небольшом доме на Стадионной, 13. Пока возраст и силы позволяли, держали хозяйство: свиней, корову, кур. Мой отец, тоже работавший в сфере строительства, был в постоянных командировках, мама-учительница вечно пропадала в школе, поэтому я вырос у деда с бабой. Деда Васю очень любил, с интересом слушал его рассказы о войне. Знаю, что был командиром взвода бронебойщиков – истребителем танков, проще говоря. Навсегда запомнилось, как он в атаку шёл. Говорит, пока до немецких окопов добрался, всю обойму пистолета ТТ опустошил. Пришлось сражаться с немцами сапёрной лопаткой. Он здоровым был, сильным. Много тогда фашистов положил...
Воспитывали дочь на своём примере
По сохранившимся у Андрея Юрьевича документам выяснилось, что родился Василий Семёнович в 1912 году в Брянской области. Расписался с женой Анной Александровной Назаровой в
п. Колывань Новосибирской области 11 марта 1944 года. Своих детей у семейной четы не было, и они удочерили трёхлетнюю девочку из детского дома. Изменили все данные её метрики, даже имя, а потом и вовсе уехали на ПМЖ в Узбекистан. Через несколько лет Сибирь позвала Юриновых обратно, так они и оказались в нашем городе. Лариса всегда купалась в родительской любви. Папа и мама старались дать девочке всё самое лучшее, в том числе образование. Лариса Васильевна закончила факультет иностранных языков педагогического института и потом всю жизнь работала в школе №2.
– Мы с Ларисой начали дружить в студенческие годы и общались до самой её смерти, – вспоминает её коллега Валентина Васильевна Колокольникова. – Её родители были очень госте-приимными людьми. Тепло встречали, угощали чем-нибудь вкусненьким. Лору они очень любили и воспитали порядочным и скромным человеком, такими и сами были.
Перед самой своей смертью, будучи уже сильно больной, Анна Александровна решилась рассказать дочери о том, что она им не родная. Кто бы мог подумать, но через сорок с лишним лет Лариса смогла познакомиться со своими кровными родственниками – старшей сестрой и братом.
– Вначале мама получила письмо, в котором они звали её в гости, – продолжает рассказывать теперь уже о матери Андрей Юрьевич. – Отец был в командировке, поэтому мы поехали вдвоём. Встречали нас на Новосибирском вокзале. Даже никакой генетической экспертизы не понадобилось бы: так сёстры оказались похожи. Мама узнала, что её настоящий отец погиб на войне, а буквально следом скончалась его жена. Осиротевших детей отправили в детский дом. Ларису вскоре удочерили, но сестра и брат её не забыли и долго искали, обращаясь в разные газеты и передачи. В итоге помог её найти общий знакомый, работавший в Асине руководителем ПМК-453, – Николай Александрович Туров. Я ему за это очень благодарен, ведь мама после смерти родителей вновь смогла обрести семью.
У Андрея Мичурина сохранились награды его ныне покойных предков: военные ордена скончавшегося на 70-м году деда, знак «Ударник соцтруда», принадлежавший отцу, нагрудный знак «Отличник народного просвещения» его мамы. Их дополняют его собственные награды за участие в афганской войне. Это – семейное достояние, а вот портрет Василия Семёновича Юринова на Доске почёта строителей должен стать достоянием всех асиновцев. Это будет лишь наша небольшая дань уважения человеку, воевавшему за нашу Родину, а потом строившему наш город.
Екатерина Корзик
На фото: Василий Семёнович Юринов с женой и дочерью. 1945 г.
Оставить сообщение: